Самым основным духом Воды у наших предков считался Водяной (Водяной дед, Водовик) – принимавший чаще всего облик крупного старика, всего обросшего волосами преимущественно зеленого цвета и длинною бородой.
Часто опутывала тело Водяного тина, а ноги заменял ему рыбий хвост – атрибут множества водных жителей. Состояние Владыки водного мира зависело напрямую от фаз Луны: силы у Водяного деда на молодой месяц прибавлялись, а заметно убывали после полнолуния.
Славяне верили, что Водяной обладает настоящим даром пророчества, так и в то, что сама по себе вода хранит информацию о будущем и прошлом.
Поэтому, незамужние девицы на Святки всегда спускались гадать к проруби, и надеялись, что Водяной даст увидеть им отражение их суженных. Рыбаки Водяному приносили обильные жертвы, чтобы он в сети загонял больше рыбы и не причинял всем в его власти оказавшимся вреда.
В свите Водяника присутствовали водяницы, называемые иначе еще русалками, прекрасные девушки с очень длинными волосами, и весьма бледной, практически прозрачной кожей. Согласно поверьям, становились Водяницами те, кто случайно утонул или кого чья-то злая воля погубила. Эти духи Воды постоянно проказничали и нередко приносили людям вред: путали сети рыбаков, разрушали плотины и мосты. Тем не менее, у них поведение было мягко говоря, не очень-то и однозначным. Часто крестьяне призывали Водяницпрямо на поля, так как знали – там, где водяные девы пробегут, земля даст отличный урожай. Порой бывало, что, полюбив смертного человека, Водяница за него выходила замуж, но брак их был несчастливым.
Кикимора – еще один древний дух воды. Она обитала в топких болотах, поэтому не особенно удивительно, что ее наши предкисчитали коварным и опасным существом. Кикимора выглядела как женщина небольшого роста, порой даже принимала вид девочки, в наряде с болотными цветами в своих волосах и из пушистого мха. Она людям показывалась очень редко, в основном кричала из трясины своим страшным голосом. Могла к себе затащить неосторожного путника и до смерти замучить его.
К добрым духам Воды, несомненно славяне относили Бродниц – это разновидность Берегинь, настроенных благожелательно к людям. Столь прекрасные девы часто селились рядом с плотинами бобров и возводили свои переходы из веток деревьев через реки, чтобы было можно попасть с берега на берег. Более того, как из их имени явствует, Бродницы сторожили броды, им не давали разрушаться, и указывали данные броды обычно сбившимся путникам с дороги.
Люди с глубокой древности знали, что какими бы духи Воды не обладали свойствами, установить контакт с ними можно было лишь выразив свое глубочайшее почтение и проявив заботу о стихии. В противном случае, даже очень негативно настроенный дух или же божество становились пугающими и неприветливыми.
Водяной дед- хозяин вод. Водяные на дне рек и озер пасут стада своих коров - сомов, лещей, карпов и прочей рыбы. Командует ундинами, русалками, и другими водными жителями. Вообще он обычно добрый но порой водяной не прочь побаловаться и затащить на самое дно зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники тоже кстати ходят в услужении у этого странного дедушки.
Водяного наши предки представляли в виде обрюзглого голого старика, пучеглазого, да еще и с рыбьим хвостом. Он весь был опутан тиной, имеет окладистую большую бороду, а также зеленые усы. Водяной обернуться мог крупной рыбой, лошадью или ребенком. Обитает он чаще в омутах, селиться любит под водяной мельницей. Он способен разрушать запруды, потому как его нужно умилостивить, принося какое-нибудь животное в жертву.
Наделялись особой силой родниковые Водяные, по преданиям, родники возникли от удара молний самого Перуна - очень сильного божества. Данные ключи именовались "гремячими" и сохранилось это в названии множества источников.
Болотные кикиморы. На болотах слышны время от времени странные звуки — как будто голос некоего неведомого существа. Сколько угодно можно уверять, что это крики хлюпанье тины и крики болотных птиц, — все равно будет верить местное население в чудовищ, проживающих в трясине и утаскивающих к себе людей. Согласно известному русскому поверью, на болоте обитают опасные потусторонние сущности именуемые кикиморами. Кикиморами могут стать девочки, проклятые своими же матерями еще в утробе или до момента крещения, а также умершие некрещеными. Подобных детей еще в младенчестве похищают нечистые силы, а и они в семилетнем возрасте превращаются в ужасных и злых духов – кикимор. Одни кикиморы выходят впоследствии замуж за домовых, и затем начинают пакостить в домах, другие – за леших.
По многим русским народным поверьям, кикиморы обожают заманивать осторожных путников в болотную трясину. Обычно они людям не показываются, только кричат голосом из болота громким, призывая на помощь. Те, кто на этот зов спешит, неминуемо гибнут. Кикимора обернуться может прекрасной девушкой. Поманит путника к себе, тот к ней шагнет – и она его затянет в топь… Порой людей заводят из шалости в болото дети кикиморы и лесавки - лешего. В лучшем случае в своем безобразном обличье кикимора вскакивает на спину путнику и катается на нем, словно на лошади, при этом оставляя хотя бы его в живых.