Экипажи самолетов частенько сталкиваются в небе с непонятными и необъяснимыми явлениями. Как летчики относятся к неопознанным летающим объектам, видят...
НЛО ушел от столкновения...
Военный летчик первого класса Виктор КУЛИКОВ встретился под Оренбургом со странным шаром. - Это было осенью 1988 года, - рассказывает он. - Три экипажа на самолетах Л-29 отрабатывали ночной полет. Где-то километрах в сорока от моей машины с земли очень быстро поднялся светящийся шар ярко-желтого цвета, диаметром метров десять. Достигнув приблизительно моей высоты, он устремился прямо на меня с огромной скоростью (см. схему). И, честно скажу, первое мое желание было... катапультироваться. Но где-то за километр шар резко изменил траекторию и с очень большой скоростью ушел влево. Что важно - мы видели его все втроем! Но на землю докладывать не стали. А какой смысл? Между собой обсудили, пришли к выводу, что это был НЛО. - Может, это была ракета? - Нет, ракеты так не летают. Слишком траектория необычная была - он свернул под углом 90 градусов. - А если бы не сверял? - Скорее всего, я бы катапультировался...
"Меня атакует НЛО!"
Другой военный пилот мне рассказал, что в середине 80-х годов курсант Чурбанов Харьковского военного авиационного училища в учебном полете на Л-29 доложил об отказе двигателя и катапультировался. Есть данные, что так парень хотел отличиться перед девушкой. Приехала высокая комиссия. Глубоко не вникла в ситуацию - жив летчик, и слава Богу... А через 10 дней этот же курсант во время очередного полета доложил на землю: "Меня атакует НЛО!" И... снова катапультировался. После чего парня отчислили из училища. Но кто знает, что померещилось ему? Военные испытания или "шутки" внеземного разума?
Непонятные объекты
Штурман Ту-134 "Калининградавиа" Ильдар ХАМИТОВ наблюдал непонятные объекты два раза: - Первый раз это случилось году в 67 - 68-м. В 23 часа над Стерлитамаком появилось шарообразное пятно, которое переливалось всеми цветами радуги и двигалось по кругу. А потом оно замерло, и вниз на землю направило луч сине-зеленого цвета. Говорили, что это были тайные испытания военных. Но я уверен, что ни один самолет, ни один вертолет такого делать не может. А второй случай произошел лет десять назад, в августе, когда я летел на высоте где-то 5400 м из Стерлитамака в Самару в кабине Ан-24. При подлете к Самаре на юге, в направлении Оренбурга, значительно выше нас, появилось ярко-красное пятно. Сначала оно висело неподвижно, потом начало движение по нисходящей, затем - по восходящей. После чего исчезло. Мы решили, что это был НЛО.Самолеты на такой высоте не летают, к тому же проблесковые фонари лайнеров мигают... На землю мы об увиденном докладывать не стали. Не принято тогда это было. Даже не знаю, почему. - Как летчики вообще относятся к НЛО? - Когда что-то кто-то наблюдает, это обсуждается. А так никто внимания этому не придает.
"Что... что это за шар такой?"
Диспетчер Петербургского аэроузлового центра Эльмар АЛЕКСАНДРОВ предоставил нам запись радиообмена между наземными службами Питера и экипажами авиакомпаний "Европа" и "Эр Франс". Послушать ее знатоки английского могут на нашем сайте www.kp.ru А вот перевод распечатки: Пилот "Европы": Контроль, Европа 7534, в данный момент у нас справа под углом 60 градусов... э... это шар. Что... что... что это за шар такой? Диспетчер: Европа 7534, я имею информацию об этом шаре. Э... это шар неизвестного происхождения. Пилот "Европы": Кажется, этот шар - плывущий по небу шар, большой шар. И необычайно большой, большой! Пилот "Эр Франс": Петербург, Эрфранс 128. Диспетчер: Продолжайте. Пилот "Эр Франс": Да, мы сейчас в расположении большого шара, который прямо справа от самолета, и он около эшелона 400 примерно. Запись была сделана осенью 2001 года.
Шар огромных размеров наблюдался в 100 км северо-восточнее Санкт-Петербурга на высоте около 12, 5 км в течение нескольких часов, о чем пилоты пролетающих мимо самолетов эмоционально докладывали на землю. -Мой коллега, - говорит Эльмар, - передал эту информацию в ВВС и ПВО. Но никаких разъяснений, указаний или запретов на полеты от военных получено не было. Т. к. на экране радиолокатора шар не отслеживался, диспетчер лишь информировал экипажи о наличии рядом с воздушной трассой неизвестного объекта, чтобы пилоты контролировали его пролет на безопасном расстоянии.
НЛО-призраки?
А вот рассказ Константина ТЕТЕРИНА, пилота-инструктора "Боинга-767" "Аэрофлота": - Я НЛО ни разу не видел. Но было знаете что? Есть такой прибор - ТКАС, служащий для предотвращения столкновений судов в воздухе. И вот он, бывает, показывает, что рядом с тобой якобы находится самолет. А на самом деле визуально ничего нет! У нас такое всегда происходит в районе Красноярска и восточнее Норильска. Правда, я думаю, что это или вояки "шутят", или ТКАС вступает во взаимодействие с чем-то, на чем стоит аналогичный 24-битный передатчик. Может, это летает самолет радиолокационной борьбы. Или на земле дает сигналы генератор помех...
Фиксируются ли где-либо доклады летчиков о встречах с НЛО.
- Мы не ведем учета подобных сообщений, - сообщил начальник Управления Госнадзора за безопасностью полетов Владимир РУДАКОВ. - Тем более что в последние годы они к нам даже не поступают. Насколько я помню, раньше, в 70 - 80-х годах, сообщения "о встречах с НЛО" к нам попадали. И даже была рекомендация Министерства гражданской авиации: если наблюдаете подобные явления, то фиксируйте по определенным параметрам и донесения направляйте в... Уже и не помню куда! Но тогда ни одно из подобных сообщений подтверждения не нашло. Поэтому все "заглохло".
Получается, что сегодня в России проблемой никто всерьез не занимается. А жаль! Если летчики встречаются в полетах с чем-то неизвестным и непонятным, то это нужно замечать, изучать и как-то объяснять. Мы приглашаем к разговору на эту тему всех заинтересованных лиц. И, конечно, будем благодарны летчикам и работникам наземных служб за их документальные свидетельства о встречах с тем непознанным и загадочным, что принято называть НЛО.
"Летающие тарелки"
Летчик-исследователь Владимир ШИШКИН: - "Летающие тарелки" - это из области атмосферных оптических эффектов, а также плоды богатой фантазии энтузиастов или последствия их переутомления и хронического недосыпания. Нет смысла тратить время и нервную энергию на поиски НЛО. Зачем летчикам искать в небе необычное, если оно встречается довольно часто в реальной действительности. Любой бывалый пилот расскажет о полетах ночью в грозовой облачности, когда на остеклении кабины скачут огненные узоры. А некоторые экипажи наблюдали огненные шары даже в грузовой кабине самолета.