6 июля - Аграфена Купальница (День памяти мученицы Агриппины). 7 июля - Иван Купала (Рождество Крестителя Господня Иоанна).
Иван Купала - праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков существовало божество Купало(а), олицетворяющее летнее плодородие.
Со временем это обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию и народную фантазию. В народном варианте Иваном божество Купало стало называться после введения на Руси христианства в честь Иоанна Крестителя, чье рождество праздновалось в этот день.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников. Традиция требовала активного включения каждого во все действа и соблюдения ряда правил, запретов и обычаев.
Обыкновенно 6 июля, в день Аграфены Купальницы, заготавливали веники на весь год и обязательно мылись в банях. Русская парная баня, кроме утилитарной, обладала и символической, сакральной функцией. Совмещая в себе стихии огня и воды, она олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду.
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай "выкатывать ржи", то есть мять их, валяясь по полосе. Девушки расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: "Умойте!" Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений - ленточку, бусы, серёжки и прочее. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.
Праздник Иван Купала заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Ранним утром бабы "черпали росу"; для этого берётся чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в сосуд и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служила не только оздоровительным средством, но и для наведения чистоты в доме, купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой. Деревенские парни одевались в старое бельё и отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняли их грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек. В свою очередь, и девушки старались отомстить парням и бежали на реку за водой. Кончалось дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, но, разумеется, в одеждах.
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Считалось, что в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
По убеждению народа, накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев. Травы наполняются особой, чудодейственной силой. До восхода солнца рвали цветы иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Травы и цветы, сорванные в Иванов день, высушивали и сберегали, почитая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли их и для разжигания любви или для "отсушки".
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать страх. Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Накануне Ивана Купала девушки непременно гадали. Собирали травы (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". Утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, вечером пускали их на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о богатстве. Люди ждали не только богатого урожая, но и еще большей щедрости - успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались многие легенды. Главное место в них занимал папоротник. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад.
Около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернётся и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удаётся сделать это. Во время цветения папоротника будто бы слышен голос нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства.
Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним - стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице - и нет ничего, что было бы невозможно для него.
Праздник Ивана Купалы был известен в Литве как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник.