Свадебные обычаи и приметы славянских народов можно разделить на три стадии: · которые совершаются в доме отца невесты; · совершаемые при отправлении на венчание, и когда молодожены уже поженились.
Похищение невесты
Похищение девушек оставило по себе многочисленные следы в свадебных песнях и обычаях и сказалось в народном эпосе в форме многочисленных сказаний о состязании жениха с невестой — Добрыни с Настасьей Микулишной, Зигурда с Брунгильдой. Свадебные обряды, указывающие на похищение девушки, могут быть многочисленными. Например, следующие.
Обыкновение сватов жениха являться в дом отца невесты в виде путешественников или поздно вечером, в полночь.
Обычай сватов заводить речь о том, что князь на охоте увидел лисичку (или куничку) и начал ее преследовать. Затем якобы лисичка убежала, но князь заметил двор, в котором она скрылась, и т. д.
До сих пор практикуется устройство перед домом невесты искусственных преград. Сегодня это веселый обряд, а некогда — действительная мера предосторожности и защиты от набега жениха-хищника. В Тверской губернии была традиция у ворот двора невесты класть бревно, а дружки жениха должны были «выкупать» дорогу пряниками, конфетами, денежками.
Обыкновение производить во время сватовства и свадьбы выстрелы, было широко распространено во всех славянских землях.
Многочисленность дружков, участвующих в «поезде» жениха; с песнями, плясками и ружейными выстрелами толпа мужчин подходила к дому невесты.
Запирание ворот во дворе невесты перед сватами или перед женихом и его «поездом» сохранилось в Костромской, Вологодской, Тверской и других областях.
Обыкновение прятать невесту. В селах Пермской области подруги прятали невесту в угол и завешивали платком. Жених должен был насильно поцеловать невесту.
Внесение молодой на руках в дом новобрачного, иногда при обрядовом сопротивлении с ее стороны.
Выкуп невесты
Этот обычай по сравнению с умыканием является более высокой и облагороженной формой древнего бракосочетания. Существуя первоначально в чистом виде, купля невесты перешла в простое символическое действие. Иногда отец невесты получал от жениха определенное количество вина, капусты, мяса и т.д. В одной хороводной песне девушка говорит молодцу: «Женился бы ты тогда, когда девушки были дешевы; ныне они вздорожали».
По свидетельству свадебных обрядов и песен невесту продавал весь род, впоследствии — одни ее ближайшие родственники, родители. И покупателем является не столько сам жених, сколько его род. Жених и невеста вполне подчиняются соображениям родителей, в древнее время — всего рода.
Свадебные обряды, относящиеся к купле невесты, дожили и до сегодняшнего дня. Например:
- сватовская формула: у вас товар, у нас купец;
- пропой невесты, на котором присутствует молодежь;
- осмотр невесты и перечисление ее достоинств;
- рукобитье — сват после сговора бьет по рукам с отцом невесты и со всеми мужчинами;
- соединение рук жениха и невесты.
Свадебные символы (кольцо, яблоко, венок, игла, хлеб, соль...)
Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Солнце в качестве супруги Месяца, по понятиям славян, обитает на востоке, где высится золотой дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице, запряженной белыми конями, и совершает свой обычный путь по небосводу. Ночью Солнце плывет на водоплавающих птицах по подземному океану. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев па телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.
Солнце — важнейший объект календарной обрядности всего годового цикла. Особенно торжественно выглядит Солнце на Купалу — в день высшего развития творческих сил природы. Оно выезжает из своего чертога на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Солнце рассыпает по небу огненные лучи-стрелы, пляшет и купается в водах. Разнообразны народные изображения Солнца в виде колеса со спицами, глаза или лица с нимбом — золотыми волосами.
Кольцо
Обрядовое употребление на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. «Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Существовала примета: если через кольцо или перстень, подарок жениха, продеть волосы невесты и слепо поджечь, то свадебный сговор будет удачным. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака.
Яблоко
Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые, т.е. жених и невеста, в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. Понятие «золотые яблоки» дошло и до наших дней в сказках и мифах. Яблоки золотые, молодильные яблоки, как и живая вода, дают человеку красоту и бессмертие. Вообще яблоки — мифопоэтический символ любви. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.
Венок
Венок, как символ девства является более древним, чем венок, изображающий супружество. В старинных свадебных песнях говорится о сожалении девушки о своем зеленом венке, с которым она должна расстаться во время своей свадьбы. Девушка должна, стоя на коленях, отдать этот венок своей матери. Иногда в песнях девичья невинность сравнивается с венком, уплывшим по реке.
Венок в сказаниях и обрядовых действиях славянских народов играет важную роль как предмет священный и мистический. Девушки во время весенних хороводов украшали себя цветочными венками в честь Ярилы. Имя Ярилы связано с корнем «Яр», имевшим значение быстроты, пылкости, стремительности, света, а также весны, молодости и веселья. Русское слово «ярый» означает сердитый, горячий, лютый. О сильном огне тоже говорят «яркий». Наиболее типичен облик Ярилы в облике мужчины, сидящего на белом коне и держащего в правой руке человеческую голову, а в левой — ржаные колосья, на голове венок из полевых цветов. Во время летних праздников девушки вили венки и целовались с парнями через них. Считалось, что это «пустой» поцелуй и ничего не обещает. Бросали венки в реку и по их движению гадали о своем будущем.
Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами. Есть примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, кладет его в потайное место и сохраняет в течение всей жизни как символ любви и счастья.
В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принес.
Можно сказать, что в древнейшее время свадебный венок знаменовал солнце или светозарный нимб, его окружающий.
Игла
Рассматривая атрибуты свадьбы нельзя обойти, сегодня всеми забытый на бракосочетании символ — иглу. Дело в том, что иголка служит исключительно средством, предохраняющим от колдовства. В Вологодской гy6epнии невесте в подол всегда втыкали иголку. В Костроме жениху и невесте при отправлении их к венцу во избежание порчи на груди и спине втыкали в платье крестообразно по нескольку игл острием врозь. Считалось, что этим действием ограждали молодую семью от воздействия черных сил, которые могли навести Тоску — мифический образ угнетенного состояния, грусти и томления души. Тот, кто попадал под ее влияние, кидался от стены к стене, из угла в угол — томился. Если Тоске удавалось вырваться из дома, то она начинала скитаться по земле или сидеть в ожидании человека на перекрестке дорог. Возможно, это место пребывания объяснялось обычаем провожать родных и близких, а также и молодых в путь-дорогу (нынче — в свадебное путешествие) до перекрестка. Он означал конец «своей» земли. Избавиться от Тоски просто: по поверью, надо выпариться в бане, а потом встать на веник, которым парился, и произнести заговор «Стоит гора крутая, на крутой горе вода не держится, так и на рабе Божьей (имя свое сказать) — Тоска, не держись».
Хлеб
Свадебный хлеб служит символом жениха и невесты и отождествляется с солнцем и его теплотворными лучами. Обычно свадебный хлеб — «Коровай» — пекут накануне свадьбы в доме невесты, причем с большими церемониями и весельем, и только девушки. Квашня с тестом для замеса становилась на несколько часов главным действующим лицом в проведении целого ряда действий. Сначала мужчины поднимают квашню и три раза обходят вокруг дома, где будут печь каравай. Затем ставят ее посреди двора, накрывают шубой, сажают на нее невесту (чтобы детки родились здоровыми). В это время женщины поют специальные обрядовые песни, посте этого невеста встает, шубу убирают, над тестом говорят заговор и с песнями и танцами вносят квашню в дом. Теперь начинается следующий этап выпечки хлеба.
Важный момент в церемонии выпечки — кто «сажает» каравай в печь. Это могут быть согласные супруги (они держатся за лопату) или специальный человек — кучерявый, так его называют в свадебных песнях. Он стучит три раза в печку ногой, по обеим сторонам печки ставят по стакану водки с прикрепленной свечкой, затем кучерявый должен высоко поднять хлеб, чуть ли не до потолка, в этом ему могли помогать самые красивые женщины из родни невесты. И только после этого можно было «сажать» свадебный хлеб в печь. А после этого, например, в Архангельской области, надобно было лопатой хлебной хлопнуть свата, или сватов, сзади: всё, мол, в порядке!
Каравай украшают цветами, орехами, из теста делают птичек и решетчатые украшения. Отличительная особенность свадебного хлеба — величина. Чем больше, тем богаче и сытнее будет жизнь у молодых. Иногда каравай пекли величиной почти во весь стол. Этот обычай сохранился и до сих пор: большой свадебный торт.
Поскольку хлеб — символ Солнца, то славянский обычай класть его на голову или разламывать над головой жениха и невесты можно представить как освящение брака. Разламывание хлеба ассоциируется с жертвоприношением, особенно если его перед этим несли впереди свадебного поезда.
Существует красивый обычай. Если девушка хочет выйти замуж удачно, то она должна ухитриться отщипнуть кусочек пирога, которым свекровь встречает молодую в своем доме. Обычно новобрачная принимает хлеб с поклоном и ставит в укромное место. После совершения всех традиционных действий молодая отламывает куски от этого хлеба и раздает нищим, а самый большой кусок отдает своим незамужним подругам. Они сами отщипывают себе по кусочку. Если этот кусочек на ночь положит девица под подушку и скажет: «Суженый-ряженый, приди за свадебным пирогом», то ночью приснится будущий муж. Наутро кусочек надо съесть.
Необходимо добавить, что, по поверью, невеста не должна готовить свадебный стол и печь пироги. Это объяснялось тем, что невеста, которая месит тесто и печет каравай, будет бедна.
В настоящее время свадебный хлеб (или пирог) служит символом оседлого и благополучного домашнего житья.
Соль
В России повсеместно на "свадебный хлеб кладут кусок (или щепотку) соли. В древнейшем своем виде обрядовое употребление соли совершалось при жертвоприношении животных; их посыпали солью, чтобы пришлись по вкусу богам. Соль также получила значение предохранительного средства от чародейства и колдовства.
В дальнейшем историческом развитии значения обрядового употребления соль сделалась символом домашнего благосостояния и тесно слилась с хлебом как символы богатства и сытости. В очень редких случаях соль обозначает неприятность: соль рассыпать — ссора будет. Это только одна примета. Обрядового употребления соли с негативным значением нет. Более того, до сих пор в Костромской губернии отец и мать жениха при встрече от венца новобрачных кидают им в лицо и на голову соль. Считается, если новобрачные пришли к кому-то в гости и молодая посыплет на кушанья соль, то в этом доме будет достаток.
К сожалению, забылся старый обычай хлебом-солью приглашать на свадьбу знахаря. Раньше знахари иной раз были уважаемыми старейшими, пели молитвы свадебные, были дружками жениха. Знахарь — первый гость; «его зовут на пирушку прежде всех: ему принадлежит первая чарка вина; ему пекут первый пирог, ему отсылают первые подарки: его все боятся, при нем все покойны... Знахарь осматривает все углы, притолоки, пороги, читает наговоры, поит наговорною водою, дует на скатерти, вертит кругом стол, обметает потолок, оскабливает двери, кидает ключ под порог, выгоняет черных собак со двора, осматривает метлы, сжигаег голики, окуривает баню, сбрызгивает кушанье, вяжет снопы спальные...»
У древних славян молитвы пелись. Остатком древнерусской свадебной молитвенной песни, слегка подкрашенной христианскими влияниями, является следующая песня, которую пели и в Великолуцком уезде Псковской губернии, и в Тверской и Витебской губерниях.
«Благослови меня, Боженько, свадебку начать!
Благослови меня на веселое утро!
Подь на помочь свадьбу играть, начинать.
Скуй три нам крепко-накрепко, твердо-натвердо:
Люди судят, не рассудят; ветром веет, не развеет;
Дожжичком мочит, не размочит.
Ай, далеко в чистом поле протекает река,
Как за той быстрой рекой три Апостола:
Первый Апостол — сама Мать Богородица,
Другой Апостол — Воскресенье Светлое,
Третий Апостол — Кузьма и Демьян;
Яры свечи топятся, люди Богу молятся».
Общие предсказания
У славян сложился целый свод законов поведения, обрядов и действий, главной целью которых было счастье, достаток, здоровье. Старались придерживаться точности их выполнения и на свадебных торжествах.
Известно, как пользовалась уважением и почитанием, особенно на севере России, рябина и береза. Рябина на свадьбах предохраняет от колдовства. Сваха должна была найти в лесу рябину, одним резким движением отломить ветку длиной в рост человека и вырезать на ней символические тайные знаки, подобные руническим. (Сегодня они вновь привлекли к себе внимание и известны как «Руны».) Затем сваха должна была с этой веткой обойти «по солнцу» три раза вокруг дома, где устраивалось брачное торжество. После этого сваха входила в комнату, где располагалось брачное ложе, и также трижды обходила вокруг него. Это действие отгоняло вредоносные силы, сохраняло силы, радость и любовь.
Также и береза являлась символом спокойной семейной жизни, счастья. Если маленький мальчик подойдет к невесте с березовой веткой и легонько хлестнет ее, то листочки с этой ветки считались любовным талисманом и пользовались большой популярностью у незамужних. Их клали под подушку, прятали в тряпочки, которые пришивали к ночным рубашкам.
Лён у славян символизировал девичью красоту. Большое семейство и зажиточность сулил обычай в косу невесты тайно, чтоб никто не видел, вплести три тесемочки льна; а если еще и в обувь положить льняную тряпочку — счастье не обойдет молодую, это точно. Льняным семенем осыпали жениха с невестой после бракосочетания, кидали несколько зерен в постель.
Розмарин, барвинок — на славянских свадьбах любимое растение. Их пришивали к углам подушек, украшали ими венки, окна, вплетали в гривы и хвосты свадебных лошадей.
Чеснок на свадьбах приобрел значение средства от колдовства и болезней. Его также можно вплетать в венки, мажут им пороги в доме, двери, окна. В некоторых старинных свидетельствах указывается на обязательное наличие чеснока на свадебном столе.
После сватовства для благополучного исхода сваха или сват обязательно должен приложить руки к печке, а еще лучше и покопать лучиной в жаратке, выгрести несколько угольков.
Когда сваты разъедутся после рукобитья по домам, на средину невестиной избы должна выйти ворожея-старуха и вынести в руках головню с огнем, нашептать тайный заговор, сделать круги горящей головней над теми местами, где сидели сваты. Это надо делать для того, чтобы жених не отказался.
Если молодые перед венчанием или бракосочетанием выходят из одного дома, то они должны перешагнуть одновременно через положенный на пороге веник. Этим веником как предохранительным средством от колдовства сваты должны «подмести» перед женихом и невестой.
Во время свадебных церемоний немалую роль играет стол как символ достатка. Поэтому будет хорошим знаком обведение вокруг стола молодых, которые отдадут поклоны всем четырем углам. Если невеста выходит не с женихом, а из своего дома, то есть хорошая примета: потянуть за собой стол до порога. Это знак достатка и одновременно оказание помощи подружкам — чтобы они в скором времени также вышли замуж. После первой совместной бани, когда новобрачные возвращаются домой, на порог следует поставить полный стакан пенной браги. Надо обоим стать на колени, затем молодой должен выпить половину браги, не дотрагиваясь руками. Другую половину выпивает молодая. Надо так постараться, чтоб все вышло складно, тогда и лад в семье будет.
Сор при всей своей ничтожности также может входить в свадебный ритуал. Древнейшее значение обрядового применения сора объясняется следующей традицией: на кучу сора клали камень, на него немного травы, муж возводил новобрачную на камень, приговаривал: «Для тебя, жена, держу я счастливый и целебный твердый камень в лоне божественной земли». Таким образом, сор на свадьбах — символ земли, его значение - сделать молодую, такой же богатой и чадородной, как земли.
Есть замеченное нашими предками предсказание: если девушка заметет с улицы и со своей комнаты сор в передний угол, но так, чтобы его никто не увидел, и скажет при этом: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне, женихи, с чужих дворов», все непременно сбудется.
У славян считалось нежеланным венчать двух сестер в один день или в один год.
Молодые должны глядеться в одно зеркало. Есть много заговоров, чтобы муж жену любил, которые говорят на зеркало. Желательно, чтобы молодые на свадьбе ели одной ложкой или из одной тарелки. Не будет ссор, а только лад в семье.
Когда невеста моется в бане, надо остерегаться резких движений, звуков, не стучать, чтобы муж не был драчливым.
Если на свадьбах водку черпать ложкой из миски, то славяне считали, что будет будущая жизнь счастливой.
При венчании (бракосочетании) молодые должны стоять близко друг к другу, прижиматься, чтобы между ними дьявол не влез.
Если во время свадьбы на небе появится черная туча без дождя, то будет много сплетен о новобрачных, а если с дождем — к счастью.
Все крошки со свадебного стола необходимо скормить птицам, подбросив вверх, чтобы не подкармливать нечистых духов.
В противоположность этому обычаю существует другой, которого придерживаются во время поминок, оставшиеся после обеда хлебные крохи бросают под стол для умерших душ.
Гадание свадебное на счастье. Готовят два калача, ещё, когда они сырые, называют один из них именем жениха. Если во время выпекания калачей этот калач потрескается, то счастье жениха непрочно.
Гадание на свадебной квашне. Если незамужняя подружка невесты «наденет» на голову квашню и прямо, не шатаясь, выйдет на улицу, то скоро выйдет замуж.
Против колдовства в Тверской губернии невесте в обувь на правой ноге кладут маленький кусочек от решета.
В Архангельской губернии на следующий день после свадьбы муж жене мазал сажей лицо, чтоб только его любила и не гуляла. Потом он же молоком смывал и целовал.
Под кровать молодых кладут ухват и кочергу для «сберега от злыдни».
Перед первыми беседами сваха должна стать обеими ногами на сковороду — тогда сговор будет удачным.
Мягкий и образный русский язык не мог не коснуться темы свадьбы, женитьбы и сватовства.
Приведенные ниже пословицы ярко характеризуют рассматриваемую нами тему.
На молодой жениться — с молодцами не водиться.
Богатую взять — станет попрекать.
Хорошую взять — много будут люди знать.
Умную взять — не даст слова сказать.
Знатную взять — не сумеет к работе пристать.
Из дворянок брать — надо много слуг держать.
Из посадских взять — много книг держать.
Грамотницу взять — станет праздники разбирать.
Церковного чину взять — кутейником станут звать.
Из приказных взять - надо их порядок знать.
Из холопов взять — будут пересмехать.
Из крестьянства взять — от компании отстать.
Худую взять - стыдно в люди показать.
Убогую взять — нечем содержать.
Старую взять — часто с нею хлопотать.
Фабричную взять — дом свой не собрать.
Слепую взять - все растерять.
Пьяницу взять — вино покупать.
Еще кто хочет по нраву выбирать, то век женатому не бывать, а надо сваху зазывать.