В различные исторические эпохи представления о красоте женщины менялись.
Шли столетия, менялись монархи, мода и погода, но неизменной оставалась лишь натуральная женская красота, а внешний облик - то, что находится под влиянием гигиенических и косметических процедур, - менялось в зависимости от временной эпохи.
В Египте три с половиной тысячи лет назад образцом красоты являлась Нефертити, женщина со стройной мальчишеской фигуркой. Портрет Нефертити запоминается выразительными глазами, тонкими бровями, правильной линией рта, и создается впечатление, что и этот прелестный облик - результат взаимодействия природной красоты и искусства.
Масла, благовония и первая тушь
Женщины Египта той эпохи при уходе за внешностью пользовались помадами, пудреницами, емкостями с красками для ногтей, лопаточками для нанесения косметических средств, а также бритвами и щипчиками для удаления нежелательных волос. Кожа в представлении египтянок должна быть гладкой, чистой, пропитанной маслами и благовониями, поэтому они тщательно удаляли с кожи каждый случайный волосок.
Одновременно с такими тенденциями, распространенными в Египте, в Индии, Японии, Китае также формировали образ красивой женщины. Изготовляли бальзамы, экстракты, благовония. Амбра, пижма, тубероза - растения, родиной которых являются именно эти страны. Здесь была изобретена тушь и впервые появился лак для ногтей. Персидские косметологи стали авторами изобретения масла "Розы Шираза", розовой воды, миндального молочка. Грим Японии, бани с неимоверно горячей водой, появились значительно раньше, чем могло развиваться косметическое искусство Римской империи.
Кожа женщины
Современные женщины, независимо от возраста, стремятся сформировать красивый загар на солнце. В Риме же и в Греции прежде всего ценили очень белую и нежную кожу, над осветлением которой представительницы прекрасного пола трудились, применяя всевозможные средства. Например, с этой целью могли использовать крем из хлеба с молоком, умываться мылом из козьего жира, добавлять в косметические средства пепел букового дерева - это лишь немногие из средств, которые были распространены в Греции и Риме. Римская императрица Поппея ни одного дня не обходилась без купания в молоке, и если путешествовала, то вместе с ней шли и 500 ослиц, дающие ей молоко для принятия ванн.
Римлянки раскрывали свои секреты красоты, которые в нашу эпоху вызывают лишь насмешки. Например, средство для красоты со следующими ингредиентами: ядра орехов и фиников нужно растереть с лепестками роз и добавить в эту смесь (тайна!) измельченные испражнения крокодила. Принятия ванн с добавлением различных ароматических веществ в воду завершались массажными процедурами, которыми греческие рабы владели в совершенстве. Женщины той эпохи ценили уход за кожей в виде молочных ванн и умывания молоком.
Прически
Парикмахеры Рима изобретали каждый сезон все новые прически. Если еще весной греческая прическа считалась последним писком моды, то осенью были популярными уже египетские локоны. Пример парикмахерского искусства тех времен - скульптура императрицы Фаустины, локоны которой отличались безупречными штрихами. В древние века в Риме, как и в настоящее время в Италии, белые кудрявые волосы считались эталоном красоты.
А что же происходило в Европе
Здесь искусство не было достаточно развито - стояла варварская эпоха на дворе в результате нашествия гуннов. Забвению были преданы даже редкие культурные традиции, которые могли существовать в Европе. Демонстрировать прелести обнаженного тела, как это происходило в Древнем Риме, считалось позором. Низкие культурные ценности, отсутствие санитарии, дефицит проточной воды - все это исключало возможности посещения бани, где можно было бы обеспечить телу качественный уход со всякой роскошью. Когда в Европе началась эпидемия чумы, бани вообще закрылись.
Но вот рыцари средневековья, принимавшие участие в крестовых походах, встречали представительниц прекрасного пола, которые без устали трудились над красотой своего внешнего вида всеми доступными способами. Рыцари привозили на родину бальзамы, эссенции, ценные косметические средства, позаимствованные у сельджуков, турков, мавров, арабов. Но такие малоизвестные вещи необязательно могли использоваться по назначению. В отношении к косметике угадывалась магия, алхимия, поиск философского камня. Косметикой занимались шарлатаны, которые наряжались в остроконечные колпаки и переезжали с одной ярмарки на другую. Это было время веры в самые бессмысленные вещи. Если кто-то обладал яркой красотой, это становилось небезопасным для него же, потому что считалось, что такую внешность возможно было заполучить только в сделке с дьяволом.
Этот мрак развеялся под влиянием эпохи Возрождения, когда активировались ремесла и различные виды искусств. Происходит утверждение идеалов красоты, достигается гармония идеалов в реальности жизни, процветает интерес по отношению к женской внешности. Поэты боготворят красавиц, художники создают впечатляющие образы на своих полотнах. Вот тогда средства по уходу за лицом и телом вновь обретают необходимость.
Первый европейский народ, в котором начинается "косметическое" возрождение - это Венеция. Венецианские женщины стали узнаваемыми по волосам цвета пламени. Рыжий цвет был увековечен Тицианом в его произведениях искусства. Венеция славилась красивыми женщинами, маскарадами, а также непревзойденными зеркалами. Неудивительно, что сюда отправлялись мужчины в поисках второй половинки со всех уголков света. Поездка в Венецию была сродни путешествию в "землю обетованную" для мужчин знатного происхождения.
Эпоха Ренессанса запомнилась такими чертами женского идеала, как пышность форм. Художники изображали на своих полотнах рыхлые женские фигуры бледного цвета.
Отличительная черта эпохи Рококо - пренебрежение элементарными гигиеническими нормами. Во время правления короля Людовика XIV мылись одеколоном, его наносили на лицо и руки. Известно, что у Марии-Антуанетты все же была серебряная ванна, но ее подавали по просьбе королевы чрезвычайно редко. О короле же говорили, что он принимает ванну только весной. Чтобы приглушить пробивающееся зловоние немытого тела, придворные прибегали к духам, пудрам, различным помадам. Изысканные прически стоили немалых средств, поэтому дамы понедельно не разбирали их и не мыли волос, не говоря уже о принятии душа. Подобное отношение к гигиене создавало все условия для размножения моли, блох, вшей.
В эпоху французской галантности предстояло открыть еще два значимых атрибута красоты, остающихся неизменными и до нашего времени - высокие каблуки, которые способствовали изящным движениям, а также шелковые чулки, привлекающие взгляды к красоте женских ножек. Красивые ноги вновь были приоткрыты, и Париж занял свое заслуженное место в сфере создания моды.
Были аннулированы многие революционные крайности в моде, но высокая обувь, шелковые чулки и декольте, а также пудра и помада не утратили своей популярности и до наших дней. Стали модными локоны, цвет завитков - от светлого золотистого до насыщенного черного. Представители французского классицизма постепенно вернули в жизнь воду и моющие средства. Предпочтение отдавалось идеалам красоты Древности, хотя параллельно с этим возникли и противоположные тенденции, представленные женой Наполеона императрицей Евгенией, которая носила прикрывающие ноги кринолины. Королева Виктория также внесла свою лепту относительно "непристойно обнаженных" ног. Когда Виктория появлялась в своей длинной юбке, ее подол поднимал столбы пыли при ходьбе. Но всеми известный поэт Байрон выступил против ханжества, и количество его поклонников росло: тогда естественная женская красота вновь взошла на свою заслуженную высоту.
Рассматривая фотографии купальщиц в начале столетия, вы увидите женщин, облаченных с ног до головы в костюмы, предохраняющие от воды и солнца. Громоздкие купальные костюмы вместо желанного комфорта ограничивают движения и позволяют лишь стучать зубами от холода, и женщины ощущают себя так, словно их тело "упаковано" в плотный мешок. Благодаря развитию спорта популярными становятся солнце и свежий воздух. Олимпийские игры при этом также сыграли не последнюю роль. Популярным становится спортивный стиль одежды. Женщины носят теннисные юбочки, открытые купальники, лыжные брюки.
20 век
В 20-м веке в жизнь пришло великое искусство - кино, развитие которого не представлялось возможным без участия красивых актрис. Камера не оставляла ни единой тайны женского лица. Поэтому когда-то тайные знания по уходу за внешностью превратились в косметического монстра, и недоступные средства стали массовым товаром для миллионов женщин. Сегодня каждая женщина понимает, что эффект внешнего вида во многом зависит не от природной красоты, а от тех преимуществ, которые следует умело подчеркнуть с помощью косметических средств и одежды.
Разумеется, не каждой женщине дано выглядеть, как кинозвезда, но любая женщина может преподнести свои выигрышные черты, вместе с тем, скрывая недостатки. Систематический уход позволяет долгие годы сохранять молодость и свежесть внешнего вида, а значит, приблизиться к идеалу женской красоты.