Из всех самоцветных камней, известных людям, янтарь с самого начала стоит особняком. Великолепный внешний вид, происхождение, состав, разнообразие оттенков и видов – все это привело к тому, что янтарь еще в древности стал популярнейшим самоцветом, который ценился наравне с золотом, а иной раз – дороже живого человека.
При этом янтарь можно не только носить как украшение: из крупных глыб янтаря изготавливали мозаику и фигурки, янтарный порошок сжигали, как фимиам, использовали как лекарство от множества болезней… И не счесть мифов и легенд, с помощью которых древние люди пытались объяснить появление камня, который рождался не из земли, как другие, но сверкал россыпями на морском берегу, словно приходя из самих пенных волн морских.
Предполагали многое: и что янтарь создан из яда морского змея, и что это затвердевшая морская пена… А современная легенда гласит, что янтарь, мол, попал на Землю из космоса – якобы давным-давно его привезли человеку инопланетяне, посещавшие нашу планету. На Руси янтарь звали алатырь-камнем – по легенде, огромная глыба янтаря лежала на мифическом острове Буяне, «родственнике» кельтского Авалона, и приносила счастье и исцеление любому, кто дотронется до нее; алатырь-камень увековечен и в древнерусских заговорах – это тот самый «бел-горюч камень», скрывающийся «на море, на окияне, на высоком острове на Буяне». Но пальму первенства по «янтарным» мифам держали страны Балтии, откуда распространялся янтарь в античном мире, и древние греки, истово любившие необычный камень. И даже хорошо зная истинное происхождение камня, мы все равно до сих пор с удовольствием погружаемся в мир старинных сказаний.
Смерть Фаэтона
Древнегреческий философ Тацит первым разгадал природу янтаря, придя к выводу, что это растительная окаменевшая в воде смола деревьев. В иносказательной форме эту истину передает одна из известнейших греческих легенд.
Жил на свете Фаэтон – сын светоносного бога солнца Гелиоса и Клименты, дочери морской богини Фетиды. Фаэтон жил на Земле, и однажды его друг, надменный сын бога-громовержца Зевса Элаф, стал насмехаться над ним, утверждая, что не верит, будто бы Фаэтон действительно родное дитя Гелиоса. «Твой отец – обычный смертный!» – дразнил юного Фаэтона Элаф. Бросившись к матери, Фаэтон со слезами пожаловался на оскорбление, а дочь моря воздела руки к небу и вскричала: «Он – истинный отец твой, и пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Иди в его дворец, и подтвердит он мои слова».
Фаэтон немедля отправился в жилище бога Солнца, которые искрилось и переливалось золотом, серебром и драгоценными камнями. Сияние венца Гелиоса, восседающего на золотом троне, было слишком ярким, и глаза Фаэтона не могли вынести его силы. Однако лишь завидев сына, бог сошел с трона, снял слепящий венец и обнял Фаэтона как отец. «Проси, чего хочешь, – предложил он, – я все исполню». Фаэтон же мог думать лишь о нанесенной ему обиде, и попросил права раз прокатиться на золотой колеснице Гелиоса, на которой он каждый день объезжал небо с востока до запада, даря Земле свет и тепло. Тогда Элаф получил бы достойный ответ на свои сомнения.
Гелиос пришел в ужас от такой просьбы. Тщетно уговаривал он сына одуматься, говоря, что ни один из бессмертных богов не способен удержаться на солнечной колеснице, управляемой крылатыми конями, объяснял, как труден и опасен этот путь. Но Фаэтон упорствовал – ничего не желал он сильнее. В конце концов бог со вздохом исполнил клятву: возложил на голову юноши свой венец, запряг колесницу и дал последние советы – не опускаться слишком низко, чтоб не сжечь Землю, и не подниматься высоко, дабы не опалить небо.
Радостный Фаэтон схватил вожжи и, не дослушав наставления, хлестнул коней – колесница начала свой путь по небесной дороге. Кони рвались вперед – ноша за спиной казалась им непривычно легкой. А ликование Фаэтона быстро сменилось ужасом – он не мог удержать тяжелых поводьев, страшили его жуткие чудовища, что обитали на небе; в отчаянии он выпустил вожжи, и кони, почуяв свободу, вошли в раж. Колесница то опускалась к самой Земле, то взвивалась ввысь, уничтожая все живое своим негасимым жаром. Загорелись земные города, запылали леса, закипела вода в морях. Земная твердь потрескалась, и ослепительный свет проник даже в темное Царство мертвых. Еще немного – и все сущее погрузилось бы в пучину хаоса и разрушения…
Тогда взмолилась сама Земля о помощи всемогущему Зевсу, что управлял богами и людьми. Вняв просьбе, громовержец бросил молнию и разбил солнечную колесницу. Кони разбежались в стороны, а Фаэтон упал и, пролетев подобно падающей звезде, канул в воды реки Эридан, и тяжелые воды сомкнулись над его головой. Сестры Фаэтона, Гелиады, были безутешны – придя оплакать брата, они так и остались на речном берегу, ибо боги, видя их глубокую скорбь, превратили их в тополя, чтоб они могли рыдать вечно. А слезы Гелиад капали в холодную воду, твердели и превращались в золотистый янтарь…
Янтарный замок Юрате
Балтийское побережье дало рождение другой легенде, рассказывающей о прекрасной богине моря Юрате. Она спокойно жила на дне океана во дворце, сделанном из янтаря и не знала, что такое любовь. Но однажды донесли ей о рыбаке Каститисе, что ловил рыб из ее царства прямо над ее замком. Юрате послала русалок предупредить рыбака, чтоб тот не смел мутить Балтийские воды и убивать ее подданных. Однако Каститис не обратил внимания на предупреждение и продолжал свое дело. Юрате, разгневавшись, сама всплыла на поверхность – очень уж ей хотелось взглянуть на дерзкого смертного. А увидев, влюбилась с первого взгляда в красавца-рыбака – и он тоже глубоко полюбил вечно-юную богиню. Когда она поцеловала его, то море забушевало штормом, возмущенное противоестественным союзом, и влюбленным пришлось опуститься во дворец к Юрате, где они счастливо жили некоторое время, пока о происшествии не узнал бог грома Пяркунас.
Разгневанный Пяркунас направил смертоносные молнии на дворец богини и разрушил его, оставив лишь руины. Каститис был убит, а Юрате Пяркунас навеки приковал к развалинам ее бывшего дворца. С тех пор Юрате вечно оплакивает свою трагическую любовь, и слезы ее, чистые и светлые, море выбрасывает на берег в виде маленьких кусочков прозрачного янтаря, волнуясь и бурля от сочувствия. А крупные глыбы мутноватого камня, которые изредка попадаются на берегу – это осколки разрушенного жилища Юрате.
Легенда о птице Гауе
Янтарь особенно удивителен тем, что в нем часто попадаются инклюзы – застывшие в смоле насекомые и растения, напоминающие нам о незапамятных временах и иной истории планеты. Наверное, эта способность янтаря скрывать в себе неведомое прошлое и вылилась в еще одну балтийскую легенду о синей птице Гауе, что жила когда-то в густом лесу на берегу Балтийского моря. У себя в гнезде она прятала чудесное ожерелье из янтаря: каждая пластинка, если поворачивать ее в руках, показывала изумленному зрителю то города затерянной страны, то морской пейзаж, то сады и рощи, то реки и равнины… Прознал о янтарном чуде король далекой Тоскании и приказал добыть любой ценой, снарядив в дорогу своего лучшего слугу по имени Косо.
Косо долго выжидал и наконец выкрал ожерелье и поплыл домой, любовно перебирая янтарные камешки и рассматривая чудесные картинки. Но Гауя нашла вора даже в открытом море, схватила и подняла вместе с ожерельем в воздух. Отдать добычу Косо отказался и принялся торговаться – а разгневанная птица попросту сбросила его в воду вместе с ожерельем. Тяжелое, оно тянуло ко дну, и слуга бросил его на дне, спасшись сам, Гауя же навсегда покинула родные места.
А ожерелье более никто не увидел – но говорят, что упав в илистое дно, оно пустило корни и родило деревья, которые плачут янтарными слезами по улетевшей синей птице, роняя их в руки простым рыбакам, заселившим Янтарное побережье; они вечно напоминают им о чудесных неизведанных мирах, которые скрывало в себе янтарное ожерелье и которые больше не дано увидеть никому из живущих.
Легенда о двух солнцах
Однако, пожалуй, самой красивой стала легенда о том, как когда-то ходило по небу не одно, а сразу два солнца. Одно из них было гораздо тяжелее другого, и однажды небо просто не выдержало – солнце упало в море. При падении оно застыло и, напоровшись на острые скалы, раскололось на множество кусочков. С тех самых пор волны часто поднимают со дна и выбрасывают на берег янтарь – осколки навеки застывшего солнечного света древних дней.
ttp://prevesti.ru/public_card/596/