Мистический тип мышления - звучит загадочно. На самом деле речь идет скорее об отрицании, чем об утверждении. Мистическое мышление, если верить баналь...
Мистический тип мышления - звучит загадочно. На самом деле речь идет скорее об отрицании, чем об утверждении. Мистическое мышление, если верить банальным нейропсихологам вовсе лишено головы, поскольку не работает ни левое полушарие, ни правое. Говоря проще, мистики лишены как логического мышления, так и интуитивного. Ну не верят мистики ни в логическое схематизирование, ни в здравый смысл. Верят они только в бесконечное повторение опыта. Каждый год, каждый день, каждый час они все начинают с нуля, проверяют истины, проверенные уже многократно.
В отместку нейропсихологам, считающим мистиков безголовыми, у них огромные успехи, причем не только в искусстве или религии, но и в самой что ни на есть точной науке. Только наука у мистиков мистическая, связанная с мистическими системами - цепными реакциями, горением, теми самыми процессами, что не подвержены формализации. Один нобелевский лауреат Николай Семенов (1896-1986) создал теорию цепных реакций, другой - Лев Ландау (1908 - 1968) теорию сверхпроводимости, теорию колебаний электронной плазмы и многое другое. Валентин Глушко (1908 - 1989) создал те самые ракетные двигатели, на которых человечество вырвалось в космос. Так мы побеждаем огонь, мистикой -мистику.
Еще более продуктивным путем для понимания мистической стихии является выяснение отношения мистиков к категории времени. Логики смотрят вперед, их родина - это будущее. Реалисты беспомощны без знания прошлого, в нем они черпают свои силы. Волевики всегда в процессе соединения прошлого и будущего воедино. Они чертят ось времени. Мистики поступают самым загадочным образом - они поднимаются над осью времени, поднимают вечные вопросы. Эти вопросы не имеют ответов, потому-то они и вечны. Жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло. Ну и так далее. У нас энциклопедия любви - это Антон Чехов (1860 - 1904). Его пьесы не сходят с театральных афиш и не сойдут никогда. Англия выдвинуло такие титанические фигуры как Чарлз Диккенс (1812 - 1870) и Джордж Байрон (1788 - 1824).
Однако если мы хотим понять роль Обезьяны в мировой культуре любви, то обязаны упомянуть такие знаковые фигуры как француз маркиз Де Сад (1740 --1814), который действовал в диапазоне от писателя до душевнобольного, а по сути был идеологом абсолютного раскрепощения и освобождения (читай: аморальности) в любви и дружбе. Рядом с ним австриец Леопольд фон Захер-Мазох (1836 - 1895), один из зачинателей эротической литературы. Оба увековечили свои имена в эротическом лексиконе. От одного пошел садизм, от другого мазохизм.
Задолго до маркиза Де Сада и Захер-Мазоха прославились самой дурной славой римские императоры Калигула (12 - 41), Вителлий (12 - 69), Гелиогабал (204 - 222). Калигула. Описывать его фантазии можно бесконечно. Начав с убийства Тиберия, он убил бабку Антонию, братьев и многих других. Со всеми своими сестрами он жил в преступной связи. Вообще не пропускал ни одной именитой женщины. Причем обычно приглашал их с мужьями, а затем сделав свое дело громко расхваливал понравившиеся ему части тела в присутствии мужей. Его государственные деяния были смесью нелепых чудачеств и злого фарса. Он словно задался целью смешать с грязью все, чем привыкли гордиться римляне, высмеять предания и обычаи, утрируя их до невероятной степени. Например, велел у скульптур божеств снимать головы и заменить своими.Всюду мрачное шутовство. Велел через залив шириной в три тысячи шагов перекинуть мост, для чего поставил борт о борт множество кораблей, в том числе для подвозки хлеба, из-за чего чуть не случился голод. При этом он все время жаловался, что правление его скоро сотрется из памяти, так как не отмечено ничем величественным, ни разгромом войск, ни голодом, ни чумой, ни пожаром, ни хотя бы землетрясением.
Вителлий.Чем ближе его узнавали, тем большим презрением к нему проникались. За что? Во-первых за ненасытную, отвратительную страсть к еде. Его пиры истощали казну любой провинции, в которой он побывал.. Армия под его руководством теряла силы в распутстве и все больше забывала воинскую дисциплину. Его армия опустошала закрома сильнее чем враг. В делах не было никакого порядка, а всюду царили произвол и взяточничество. Всех кто требовал вернуть долг или обещанную награду - он тут же казнил.
Гелиогабал. Разврат возведенный в ранг абсолюта. Самые жуткие развратники по сравнений с Гелиогабалом просто шалунишки. При этом он все делал открыто не скрывая ничего. При этом важно, что фантазия его была безгранична. Он очень гордился тем, что к бесчисленным видам разврата прежних императоров сумел добавить несколько новых.
В нашей истории очень точный последователь - Григорий Распутин (1872 - 1916). Все при нем - экстрасенс, развратный, мутный тип, возбудивший к себе ненависть всех, кто пытался хоть как-то мыслить.
Впрочем, патологические фантазии Обезьяны совсем не обязательны. Были у Обезьян вполне приличные правители. Оттон I Великий (912 - 973), Иван Ш Великий (1440 - 1506), Карл V (24 февраля 1500 - 1558). Однако плохих гораздо больше. Наиболее показательный пример - император Петр Ш (1728 -1762), по своим манерам прямой наследник римских Обезьян. Не хотелось бы обижать всех Обезьян, но неуемная фантазия, неспособность реального планирования, оторванность от реальной жизни делает Обезьян случайными фигурами в мировой истории власти..
ЖЕНСКИЙ РЕАЛИЗМ.
После безграничной, неуемной, иногда очень странной фантазийной активности мужчин, женская ровность и гладкость поражает. Французские писательницы Эльза Триоле (1896 - 1970) и Симона де Бовуар (1908 - 1986), дипломат Александра Коллонтай (1872 - 1952), балерина Матильда Кшесинская (1872 - 1971), художница Зинаида Серебрякова (1884 -1967). Уравновешенность, гармония, чувство меры и бездна вкуса. Ничего паталогического, никакого эпатажа, никаких вызывающих жестов. Интересна такая деталь - Триоле жена Арагона, Бовуар жена Сартра, богатые родственные связи у Серебряковой, Кшесинской. В истории очень мало женщин-Обезьян добившихся чего-то в гордом одиночестве, как правило рядом очень значительные мужчины. Как не вспомнить самых знаменитых женщин этого знака в последние годы - Раиса Горбачева и Наина Ельцина. Они прославились как жены (!) президентов.
И тут же неожиданность - эти "тихони" дали абсолютно первое место среди женщин-героев Советского Союза - десять. Причем все награды за Отечественную войну и все боевые (летчицы, медсестры).
Впрочем, как уже говорилось, главные достоинства Обезьян в сфере традиционных женских ценностей - красота, покой, уют, нежность, забота... Актрисы они совершенно бесподобные. Бездонные глаза, тончайшая нюансировка, глубина и красота, рожденная внутренним покоем. Анастасия Вертинская, Наталья Андрейченко, Елена Сафонова, Орнелла Мути, Анна Маньяни, Фаина Раневская, Элизабет Тейлор... По безупречности игры у нас это знак номер один, в Европе один из первых, в США несколько иные ориентиры, но они нам не указ..
ТЕМПЕРАМЕНТ ТРОПИЧЕСКИЙ.
Да, Обезьянам не всегда уютно в северных странах. Знак все таки южный. Удрал на Таити Гоген (1848 -1903), в теплые края эмигрировали русские писатели-Обезьяны. Начинал Александр Герцен (1812- 1870), продолжали Василий Аксенов (1932) и Владимир Войнович (1932). Причем никто из них не терял за границей работоспособности, не впадал в тоску по родине. Так же и Андрей Тарковский (1932 - 1986), такой вроде бы русский режиссер, с ног до головы. А уехал и стал совсем иностранным. Гимн для всех Обезьян написал бард Берковский: "И я хочу в Бразилию, к далеким берегам..."
Может показаться, что тяга к югу идет от избытка энергии. Но это конечно не так. Все с точностью до наоборот. К солнцу тянутся меланхолики, люди зябнущие в холодных краях. Если же отбросить шутки в сторону, то сверхактивная и деятельная Обезьяна действительно как Собака и Кот относится к тройке скептиков и меланхоликов. Как всегда для проверки посмотрим концовки произведений. Вспомните как кончаются пьесы у Чехова. Грустные концовки всегда найдутся у Диккенса, что касается Байрона, то его герой Чайльд Гарольд - это уже имя нарицательное для людей подверженных хандре, тоскливой отгороженности от людской суеты. Что-то грустное всегда есть в запасе у выдающегося драматурга Евгения Шварца (1896 - 1958). Почитайте его пьесы, или посмотрите порожденные ими фильмы или спектакли.
Не хотите читать, посмотрите по телевизору любую передачу Евгения Кисилева (1956) и все вам станет ясно про обезьяний темперамент.
Кроме всего прочего меланхолия склоняет человека к скептическому взгляду на мир. А там где есть скептис, там всегда тренировка интеллекта. Так что Обезьяна при общей мутности и невыстроенности мышления, глупым знаком отнюдь не является. Скорее Обезьяна знак заумный. В ее мышлении не хватает простоты, а всего остального достаточно. .
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Так же как Дракон и Лошадь, Обезьяна знак самодеятельный. Это значит, что всю жизнь нужно выдавливать по капле из себя раба, как учил нас великий Чехов.
Самодеятельный знак должен ко всему приставлять само-. Самоучение, самолечение, самовоспитание и даже самобичевание. Для Обезьяны, знака активного, любопытного и склонного к рукоделию это совсем не трудно.
Однако выходя на путь художественной и прочей самодеятельности, Обезьяна остается знаком лишенным изначальных талантов. Величайший из величайших Леонардо да Винчи (1452 - 1519) очень долго учился, работал в чужих мастерских. Самостоятельно работать начал в 28 лет. В 30 лет он покидает Флоренцию и направляется в Милан. И только там, да и то не сразу, складываеться универсальный гений живописца, скульптора, математика, механика, инженера. Покоя и самоуспокоенности Леонардо так и не узнал, самую свою знаменитую картину ("Джоконда") создал в 51 год. И это в ту эпоху, когда мужчины раскрывались очень рано.
Но может быть так только у живописцев, которые славятся долголетием и неспешностью. Может быть полководцы-Обезьяны гораздо шустрее. Хотелось бы напомнить, что Георгий Жуков (1896 - 1974) и Константин Рокоссовский (1896 - 1968) раскрыли свой гений после 40 лет, в то время как у более быстрых знаков пик военной гениальности, до 30 лет. Но дело даже не в возрасте. У Сталина было множество любимых полководцев, которых он неоправданно продвигал вверх. Ни Жуков, ни Рокоссовский в их число не входили. Они двигались вверх вопреки симпатиям Главнокомандающего, благодаря лишь своим реальным достижениям. Мораль проста: не спешить, не ждать помощи со стороны, верить в себя и силу самосовершенствования..
ВОЗВЫШЕННАЯ ПРИЗЕМЛЕННОСТЬ.
Если взлетные знаки материализуют чувственные идеи, то приземленные готовы одухотворить мертвую материю. По этой причине из приземленных знаков (Петух, Собака, Обезьяна) всегда может получиться замечательный мастеровой. Впрочем, среди равных Обезьяна все равно первая. Достаточно вспомнить имя Бенвенуто Челлини (1500 - 1571), великого ювелира, а по совместительству скульптора и писателя.
А еще величайшие из великих, Антонио Страдивари (1644 - 1737), Николо Амати (1596 - 1684). В дерево они вкладывали душу, и душа эта пела.
Приземленностью, жаждой действия принято объяснять невероятную плодовитость некоторых Обезьян-писателей. Скажем, Диккенса или Айзека Азимова (1920 -1992). Однако гораздо более важный критерий приземленности - это пригодность обезьяньей литературы к экранизации. К примеру, тот же Чехов, у нас, не только организует театральный репертуар, но и помог сделать киношную карьеру огромному числу режиссеров. Сергей Соловьев, Никита Михалков, Михаил Швейцер, Константин Юдин, Иосиф Хейфиц в их числе. Фокус в том, что такие фильмы как "Плохой хороший человек", "Механическое пианино" имеют большее художественное значение, чем литературная первооснова. В прозе Обезьян еще до рождения кино родился киноязык.
Великолепны экранизации Евгения Шварца ("Обыкновенное чудо", "Тень", "Золушка", "Каин ХУШ", "Сказка о потерянном времени"). На ура прошли в кино сюжеты фантаста Александра Беляева (1884 - 1942). Особенно удачен "Человек-амфибия". Хороши были фильмы по Василию Аксенову, например "Коллеги"
Ждут своих экранизаций произведения Владимира Войновича и Бориса Акунина. Ну и конечно же режиссеры. Если даже в обезьяньей прозе сплошное кино, то каковы же должны быть фильмы Обезьян. Они безусловно великолепны. Все недостатки или странности знака в кино волшебным образом становятся достоинствами. В результате мы имеем то, что имеем - яркое, запутанное, вызывающе сочное, сладостное и извращенное, но идеально динамичное, максимально предметное, одним словом лучшее. Именно по фильмам Обезьян начинаешь понимать суть знака. Идеально раскрывают знак фильмы таких режиссеров как Федерико Феллини (1920 - 1993), Милош Форман (1932), Андрей Тарковский (1932 - 1986), Сергей Соловьев (1944)..
СКРЫТАЯ ЗАКРЫТОСТЬ.
Есть знаки, которые подняли закрытость на свой флаг. В социальной сфере они проповедуют крайний индивидуализм, в сфере постижения мира бесконечное углубление в суть вопроса. В первую очередь это Тигр и Змея. Обезьяна скрывает свою закрытость, демонстрируя коммуникабельность, определенную легкость бытия. И все же это знак закрытый, или как иногда говорят эзотерический. Нет у Обезьяны способностей к созданию всенародного искусства, нет также данных для ортодоксальной идейности, а вот проникать в тонкую материю они могут.
В первую речь об актерском мастерстве. Например, Ростислава Плятта, Николая Гринько, Олега Янковского. Диапазон игры бесграничен, глубина проникновения в образ максимальна. Можно упомянуть глубинность живописи Обезьян. Кроме Леонардо и Гогена - это Виктор Васнецов (1848 - 1926), Исаак Левитан (1860 - 1900), Амедео Модильяни (1884 - 1920), бесподобный рисовальщик Альфонс Муха (1860 - 1939).
КАРЬЕРА ЗНАКА.
Согласно теории переломным, т.н. кармическим годом для Обезьян является год Змеи, в том числе 2001 год. Весь текущий год можно было исследовать эти изменения. Президент Македонии Борис Трайковски, возглавлявший НТВ Евгений Киселев, теннисист Марат Сафин, хоккейный тренер Борис Михайлов испытали серьезный кризис.
Из исторических хроник возьмем Петра Ш, который очень неважно прошёл 1861 год, Григория Распутина не дожившего до 1917 года.