Жемчуг – самый поэтичный самоцвет и, наверное, первый драгоценный камень, ставший известным человечеству. Он не нуждается в обработке.
Его упоминают в Библии, Талмуде и Коране, священных индуистских и древнеславянских текстах, античных легендах; из двенадцати жемчужин были сделаны двенадцать ворот Небесного града Иерусалима, а сам жемчуг считали слезами ангелов, оплакивающих грехи рода человеческого. Жемчуг недолговечен и блекнет с годами – с этим связано многочисленные поверья о том, что потускнение жемчуга предвещает смерть его владельца; древние армяне считали, что если девушка сто один раз искупается в море в жемчужном ожерелье, то оно вернет утраченный блеск, а факиры Индии утверждали, что жемчуг вновь начинает блестеть, побыв несколько часов… в зобу у курицы. Рождение жемчуга тоже всегда было окутано мистериями – его называли и застывшими каплями росы, и слезами морских нимф. В древней Греции жемчуг считали каплями, упавшими с волос богини любви Афродиты, когда она вышла из пены морской. В Японии жемчуг был слезами богини моря Ами, у которой злой демон похитил любимую дочь Кацуко. И пусть правдивый ответ весьма далек от древних мифов – нельзя не признать, что несмотря ни на что своей красотой и изяществом они гораздо больше отражают самую суть этого прекрасного камня, нежели сухие научные выкладки.
Китайские легенды
В Древнем Китае жемчуг считался одним из любимейших камней – именно оттуда происходит первое письменное упоминание о самоцвете, датируемое вторым тысячелетием до нашей эры; считается, что само название «жемчуг» происходит от китайского "чжень-гжу". В Поднебесной империи существовало две версии того, как жемчуг попал на землю. По легенде, однажды летающие драконы затеяли бой не на жизнь, а на смерть среди облаков. От их столкновений началась сильнейшая гроза, гремел гром, молнии сверкали вокруг места битвы. А потом облака набухли и пролились на землю необычным дождем – вместо воды падали жемчужинки. Другая легенда повествует, что когда полная луна смотрится в морские воды, лунный свет становится текучим и вещественным и часто попадает прямо в доверчиво распахнутые створки раковин, где каменеет и превращается в миниатюрные «Луны» – белые округлые жемчужины.
Легенды Древней Индии
Из всех великих империй древности соперничать с Китаем в любви к жемчугу могла бы лишь Индия. Там этот самоцвет входил в тройку самых дорогих вместе с рубином и изумрудом, за право обладать изобилующими жемчугом заливами велись кровопролитные войны, а раджи и шахи хранили россыпи жемчуга и украшали им все от мебели до головных уборов. Из Индии пришла легенда о царе змей Ассуре. Он бился с ужасным чудищем и проиграл, упав мертвым. Но из его крови якобы образовались все драгоценные камни: из упавших на дно реки капель появились рубины, обагренные кровью пески Ганга стали гранатами, желчь, пролитая на берегу моря, обратилась изумрудами… А само море много дней оплакивало побежденного царя, и из этих слез родился жемчуг. Другая индийская легенда более миролюбива – согласно ей, жемчугом обращается случайно попавшая в раковину капля дождя. Третья легенда имеет религиозный оттенок – она гласит, что жемчуг был найден богом Кришной на дне моря и принесен на землю в качестве свадебного подарка своей дочери. Поэтому до сих пор в Индии жемчужное украшение на невесте считается необходимой частью обручальной церемонии.
Славянские поверья
На Руси, где вплоть до последних нескольких столетий большая часть драгоценных камней имела привозное происхождение, жемчуг любили больше всех как исконно родной камень – то был розоватый жемчуг из северных рек. Поэтому с жемчугом на русском Севере было связано представление о радости в противовес легендам других стран, где жемчуг неизменно овеян некоторой печалью: например, ловцы жемчуга тропических морей никогда не носили добытое, думая, что это принесет неудачу. А славяне считали, что скатный жемчуг – это тоже слезы, но слезы радости, скатившиеся с зеркала и олицетворяющие минувшие дни, а значит, будут возвращать своих хозяек памятью в светлое прошлое, пробуждая оптимизм и надежду на счастье.
Другая славянская легенда объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали в створку раковины-жемчужницы. Причем капелька с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая якобы имеет серебристый оттенок.
Третья легенда пришла из Византии и тесно связана с христианским религиозным символизмом. Согласно ей, жемчуг образуется, когда в распахнутые створки раковины влетает молния во время грозы. Здесь преподобный Ефрем Сирии проводил аналогию с непорочным зачатием: молния, или небесный огонь, обозначали Святой дух, сошедший с небес во чрево Богородицы (раковину), что родило «жемчужину», которая символизировала Иисуса Христа.
Таинственный жемчуг Клеопатры
Из всех легендарных жемчужин известнее всего – таинственная крупная жемчужина, принадлежавшая некогда египетской царице Клеопатре. Камни не сохранились, зато сохранился миф, имеющий несколько вариаций.
Самая известная из них – что однажды Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что приготовит баснословно дорогой ужин стоимостью несколько миллионов долларов в пересчете на сегодняшние деньги. Удивленный мужчина, придя на пиршество, не обнаружил ничего экстраординарного – лишь обычный набор недорогих блюд. Ужин подходил к концу, и римский наместник торжествовал – однако в этот момент Клеопатре принесли бокал с уксусом, в который она опустила свою серьгу с одной из тех самых жемчужин, немного выждала и выпила несколько глотков. Жемчуг растворился, а Антоний проиграл спор: этот момент запечатлен на полотне знаменитого итальянца Тинторетто.
Другая версия – что Клеопатра носила кольцо с жемчужиной на мизинце. Однажды она сняла его и положила в бокал, а вернувшийся после сражения с римским императором Октавионом Марк Антоний был крайне расстроен и, не глядя, взял бокал и налил в него своего любимого кислого вина. Когда вино было выпито, на дне обнаружилось кольцо – но уже без жемчужины; растаяла ли она в вине или просто выпала из оправы и была проглочена, неизвестно.
Третья легенда мрачна – она рассказывает, что однажды жрец посоветовал Клеопатре растворить жемчужину в кубке с вином и выпить, дабы сохранить молодость и красоту и удержать навсегда чувства Марка Антония. Выпив жемчужный напиток, царица потеряла сознание, а проснувшись, разрыдалась. Что увидела она, пребывая в беспамятстве, никто не знал – но через несколько дней она умерла.
Тайна «Головы Аллаха»
Самая большая жемчужина в мире, какую только находили люди, зовется «Головой Аллаха», ибо имеет форму, напоминающую голову в чалме; по ее поверхности идут линии, напоминающие извилины человеческого мозга. Она была найдена в 1934 г. на Филиппинах, и вес ее составил 6,4 кг. Рождение этого камня по легенде произошло 2500 лет назад, когда китайский философ Лао-Цзы, основатель религии даосизм, нацарапал на амулете свой автопортрет, а также лики Конфуция и Будды, и поместил вещицу в раковину-жемчужницу – то есть фактически открыл способ искусственно выращивать жемчуг задолго до нашей эры! Ученики столетиями благоговейно следили за жемчужиной, пересаживая ее постепенно во все большие по размерам раковины. И вот наконец однажды раковину перевозили на торговом корабле, который потерпел крушение у филиппинских берегов и драгоценная раковина ушла под воду, где и росла до своего обнаружения ныряльщиками.
Удивительно, что жемчуг никогда, ни в те времена, когда крестоносцы находили его в кладовых индейских храмов целыми мешками, ни сегодня, когда современные технологии позволяют выращивать жемчужины любой формы и любого цвета от фиолетового до ярко-розового, не обесценивался. И может виной тому именно то, что несмотря на все научные изыскания рождение жемчуга по-прежнему кажется чудом – фактически из ничего вырастает в течение считанных лет чудесный драгоценный камень. И можно ли осуждать наших предков, верящих, что жемчужина – это застывший свет луны или отблеск молнии? Стоит лишь взглянуть на жемчуг – он неуловимо переливается всеми цветами радуги и чуть мерцает, словно приглашая поверить в то, что он и есть дождь небесных богов, навеки окаменевшая роса времени.