Ученые считают, что человечеству грозила неминуемая гибель, если бы ее не заслонил собой Марс. 35 веков назад Венера была кометой, вырвавшейся из недр...
На Земле и Луне произошли мощные катастрофы, изменившие состав их атмосфер, географию и климат. Еще хуже пришлось Марсу. «Если там и была жизнь, то с тех пор ее не стало», - приходит к выводу автор скандальной гипотезы, известный американский ученый русского происхождения Иммануил Великовский.
Эта мысль получила развитие на недавней научной конференции «Наука и будущее: идеи, которые изменили мир», проведенной в Москве под председательством академика РАН Е.П. Велихова и профессора С.П. Капицы.
- История рождения теории Великовского драматична, как и вся его жизнь, - рассказывает один из участников конференции, профессор МГУ Леонид Сперанский. - При жизни у него было значительно больше противников, чем сторонников.
Иммануил Великовский наш, отечественный автор. Он знал много языков, но русский до конца жизни оставался для него родным. Иммануил с золотой медалью окончил гимназию в Москве, мечтал стать врачом. Закончил медицинский факультет Московского университета. Вскоре после революции эмигрировал на Запад. Много лет работал врачом, занимался психоанализом, а все свободное время посвящал изучению древних языков и переводам текстов, возраст которых перевалил за две тысячи лет. В этом занятии доктор Великовский преуспел настолько, что вскоре стал одним из ведущих в мире специалистов в этой области.
Для каждого ученого есть свой «гамлетовский» вопрос. У Великовского он тоже был: когда в Палестине появилось Мертвое море? С этого вопроса и началась его гипотеза. В библейской книге Бытия о нем ни слова. Похоже, в те времена, когда Авраам со своими людьми пришел в землю обетованную, Мертвого моря не было. Тогда там стояло пять городов, в их числе Содом и Гоморра, позже уничтоженные взрывом. Впервые Мертвое море упоминается в книге Иисуса Навина, в том месте, где говорится о переправе его войска через Иордан. Долгое время считалось, что возраст этого моря – от 50 тысяч до миллиона лет. Но, согласно последним данным, оно куда моложе - не более пяти-шести тысяч лет. Оно могло появиться в ту пору, когда в огне и пламени погибли Содом и Гоморра.
Согласно Библии, когда забрезжило тусклое утро, случилось чудо. Воды поднялись стеной, разделились надвое и отхлынули в разные стороны. Израильтяне, не мешкая, начали переправу, а когда египтяне устремились следом, воды накрыли фараоново войско, и оно погибло в водовороте. Для евреев, понятно, это была наглядная демонстрация могущества бога Яхве, взявшего их под свое покровительство. Но если не божественная сила вздыбила воды, а затем низринула их обратно, как могло такое произойти?
- Морские воды могли взметнуться вверх под действием силы тяготения подошедшей к Земле кометы, - считает профессор Принстонского университета, советник НАСА по космохимии планет Джон Линковец. - И море обмелело. Затем пришли в соприкосновение атмосфера Земли и облако кометы. От трения возникла гигантская искра, произошел разряд, и отхлынувшие воды вернулись в берега.
Подобные истории происходили тогда не только в Синайской пустыне. Похожее предание Великовский отыщет у народов Древней Америки: местное племя, спасаясь от преследования более сильных врагов, сумело точно так же преодолеть водную преграду, а преследователи погибли. В чем же причина катастрофы?
Перечитывая американские рукописи, Великовский обратил внимание на то, что в них настойчиво повторялось имя планеты Венеры. Майя называли Венеру косматой, волосатой, хвостатой звездой. Это в точности совпадало с тем, как принято называть кометы. Кома на латыни значит «волосы».
От других «подвижных звезд» Венера отличалась не только размерами и яркостью. Остатки ее кометного хвоста подчас принимали причудливые формы. Афина Паллада изображалась в громоздких шлемах со множеством накладок-украшений в виде перьев. Другие ипостаси планеты Венеры (Исида, Иштар) изображались с рогами. Свою Венеру Кецалькоатля народы Месоамерики представляли в виде змея, покрытого перьями. Индейцы боялись Венеры. Стоило ей появиться на небосклоне, как в домах затворялись окна и двери, даже печные трубы: считалось, она может заразить человека дурной немочью. В то же время народы Месоамерики поклонялись Венере и вплоть до начала XIX столетия приносили ей человеческие жертвы.
Отношение к Венере у народов майя было особое, не то, что к другим планетам. На исходе 52-годичного цикла майя собирались в одном месте в ожидании светопреставления. Когда же выяснялось, что конца света не будет, майя в варварски-красочном обряде приносили человеческие жертвы и затем возвращались к повседневным делам в полной уверенности, что им отпущено еще пятьдесят два года безбедного существования. Тот же странный цикл, с разницей всего в два года был у евреев. Каждый пятидесятый год считался у них «юбилейным».
Но что могло приходить или наступать с интервалом в пятьдесят или пятьдесят два года? Комета!
Куда же она делась в последующие времена? Была выброшена из Солнечной системы? Повадками «вышибалы» славился Юпитер: при сближении с кометами он своим притяжением увеличивал их скорость, превращая кометные орбиты в гиперболические, что равнозначно удалению комет из Солнечной системы.
Страшно представить, что ждало нашу планету при столкновении с незваной гостьей. К счастью, конца света не произошло: земляне отделались лишь катаклизмами. Причиной тому стал Марс, оказавшийся на пути Венеры. Столкновение не было прямым - соприкоснулись атмосферы. Блистали молнии, летели искры. Земляне воспринимали это как битву планетных богов. От трения атмосфер рождались небольшие кометы, они летели впереди и с флангов Марса, светились, пламенели и казались воинами в блестящих доспехах. С той поры смирная планета Марс становится символом воинской доблести, ратных подвигов, грозным богом войны.
Марс заслонил собою Землю. Ему это дорого стоило: он лишился атмосферы, поверхность покрылась разломами, гигантскими вулканами. Если существовала на Марсе жизнь, на том она и пресеклась.
«Усмирение» Венеры проходило постепенно. Приемыш Солнца, перестав в прямом смысле быть кометой, еще долго кружил по вытянутой орбите, на которой его небесные пути перекрещивались с путями Земли и Марса.
Стремительно приближался космический век. С момента выхода главной книги Великовского - «Миры в столкновении» прошло чуть более десяти лет, и к ближайшим мирам полетели межпланетные станции, оснащенные хитроумными приборами. Из космоса они подтверждали правоту прогнозов Великовского. И на Земле ученые случайно открывали то, что было предсказано. Одно из таких предсказаний - планета Юпитер должна излучать радиошумы. Это утверждение расходилось с ортодоксальным мнением. Одни из самых усердных читателей Великовского - Альберт Эйнштейн – на сей раз отнесся к мнению Великовского скептически.
И вот в начале апреля 1955 года, на заседании Американского астрономического общества председатель вне очереди предоставляет слово ученым из Института Карнеги для сенсационного сообщения: обнаружено радиоизлучение Юпитера! Обнаружение радиошумов Юпитера явилось для Эйнштейна полной неожиданностью. Великовский оказался прав! Эйнштейн говорит Великовскому, что чувствует себя перед ним виноватым. Теперь он готов ему помогать в проведении любых опытов. Разговор происходил 8 апреля 1955 года. А 13 апреля Эйнштейн неожиданно почувствовал себя плохо и был отправлен в больницу, где спустя несколько дней скончался.
В 1961 году было установлено, что температура на поверхности Венеры достигает почти 600 градусов по Кельвину. «Мы ожидали, что температура будет лишь немного выше земной, - писал Ф. Дрейк, крупнейший исследователь спутников и планет. - Хотя мы не согласны с теорией Великовского, тем не менее, считаем своим долгом сделать заявление, что он оказался прав, и с учетом этих предсказаний предложить объективно проверить и другие его утверждения».
Вскоре два научных центра - лаборатория ВМС в Вашингтоне и станция слежения в Гоулдстоуне, Калифорния, пришли к заключению, что планета Венера имеет ретроградное, т. е. обратное по сравнению с другими планетами вращение. Это открытие опять-таки подтверждало представления Великовского о Венере как планете со многими аномальными характеристиками. И до сих пор она – одна из самых загадочных планет среди открытых небесных тел Вселенной.
Подтвердилось и предсказание Великовского о магнитном поле Луны. В предварительном отчете об изучении лунного грунта (журнал «Science», 19 сентября 1969г.) говорилось, что в кристаллических породах обнаружен остаточный магнетизм, происхождение которого пока не нашло объяснения.
Как потешались ученые над утверждением Великовского о том, что часть мировых запасов нефти образовалась от соприкосновения атмосфер Земли и пролетавшей кометы! Но в начале 1960-х годов австралийский ученый А.Т. Уилсон приходит к выводу, что нечто подобное действительно могло произойти. Затем последовало открытие П.В. Смита: в Мексиканском заливе нефть залегает в поздних отложениях, хотя прежде считалось, что нефть образовалась миллионы лет тому назад.
Признание к Великовскому пришло лишь в 1972-м, двадцать два года спустя после выхода в свет «Миров в столкновении». Его пригласили на работу сразу два университета – Принстонский и Гарвардский. Он выбрал Принстон. Пафос лекций Великовского сводился вот к чему. Глобальные катастрофы не просто вчерашний день человечества, они вновь могут повториться уже по нашей вине. В мире накоплено столько смертоносного оружия, что оно в одночасье способно уничтожить все живое на планете. Это было бы поистине печальным концом, поскольку в Солнечной системе Земля единственный приют жизни. Во всяком случае, до сих пор это грустное утверждение опровергнуть не удалось.
Евгения Иванова
Источник: www.gazetangn.narod.ru