Многие люди, выбирая себе партнера для брака, ищут "свою вторую половину", человека духовно близкого.
Можно сказать, что представления о браке и отношениях между мужчиной и женщиной, закрепленные в культуре и языке подталкивают людей строить тесные отношения с партнером и оказывают непосредственное влияние на механизм слияния. Слияние или симбиоз в отношениях с партнером соответствует базовой потребности людей в принятии и любви. Именно симбиоз в отношениях способствовал размножению и выживанию человека как вида. Тесные, взаимопроникающие отношения являются нормой во время ухаживания, на ранних стадиях брака, в отношениях между матерью и новобрачными, но последующие этапы брака требуют большей дифференциации.
Тот из партнеров, который испытывает большую тревогу, и потребность быть вместе может сопротивляться попыткам супруга увеличить дистанцию и иметь свои собственные интересы, отличные от общих, то есть фактически проявлять свою индивидуальность в браке. Тревожный и менее дифференцированный супруг с трудом может принять разницу между собой и другим и реагирует на увеличение дистанции нарастанием тревоги, в результате чего растет эмоциональное напряжение в семейной системе, и начинаются конфликты. При этом в голове у такого человека могут быть идеалистические представления о любви и браке как о "союзе двух сердец". Собственно это то, что закреплено в языке, описано в различных сказках и романтической литературе. Если же партнер добивается близких, тесных отношений, то это также вызывает большое напряжение и конфликты, так как границы между супругами не простроены. Можно представить таких супругов в виде одного клубка, из которого беспорядочно торчат головы, руки и ноги и не понятно, кому что принадлежит. В таких условиях семье выжить очень сложно. Как сказал один мой знакомый, во всех сказках пишут о том, как прекрасный принц борется за право быть с прекрасной принцессой и все обычно заканчивается свадьбой. А ведь после свадьбы все самое главное только начинается.
Тревога и одновременно стремление человека к безопасности порождают, как я это называю, "негативный способ мышления". Это значит, что о плохом легче думается, чем о хорошем. Человек может рисовать себе страшные картины, пытаясь таким образом просчитать все риски и морально подготовить себя к проигрышу или другому плохому исходу ситуации. Эти попытки себя подготовить, на самом деле помогают человеку "программировать" себя на неудачу. Люди с высоким уровнем тревоги также обладают мифологическим мышлениям и склонны верить суевериям. Они считают, что нельзя сильно радоваться чему-то хорошему, так как за хорошим обязательно последует что-то плохое и с той же или большей силой. Мифологическое сознание способно связывать между собой все возможные события мира в причинно-следственную цепочку, хотя никто не знает, на самом деле существует ли такая связь или нет. Например, моя подруга рассказывала мне, что перед тем, как ей родить первого ребенка, ей в сладком перце постоянно попадались маленький перчики - "детки", а перед тем, как зачать второго ребенка, она нашла в мидии жемчужину и решила, что это хороший знак.
Люди с "негативным способом думать" недостатки других рассматривают под микроскопом и даже в приятных моментах способны находить "ложку дегтя". Например, муж подарил жене цветы, она упрекает его за то, что он истратил много денег.
Во время работы с реальными семьями семейный терапевт Варга Анна Яковлевна рассказывала, что гораздо легче представить себе семью, члены которой собрались и вместе ругают мужа, чем семью, в которой мужа все хвалят. Легче думается о плохом. Так парадоксальным образом человек стремиться к безопасности.
Откуда же в нас постоянное ощущение опасности? Корни этой проблемы восходят к земледельческой культуре. Земледельцы склонны к борьбе за власть, к войнам и трагедиям. Земледелец ощущает власть, так как он способен давать жизнь, сажая зерно, при этом он не знает: будет ли он в этот раз с урожаем или нет. Земледелец вынужден также защищать свою территорию и свой урожай. Если брать сюжеты сказок земледельцев, например, русские народные сказки, то здесь мы видим, что герой борется за свою любовь или за богатство и трон, кого-то убивая, обманывая и сражаясь со многими препятствиями. В сюжете всегда заложена какая-то трагедия, и это тот сценарий жизни, который мы в детстве бессознательно усвоили. Даже если взять сказку о колобке или курином яйце - колобка съели, а яйцо разбили. Все сказки имеют хороший конец, но какую плату приходиться платить героям, чтобы этого достичь? Моя подруга не читает ребенку сказки Андерсена и русские народные, считая, что они слишком страшные для ребенка. Что это за родители, которые позволили своей дочери броситься в колодец, где ее спас Морозко?
В детстве у меня была книга, которую я избегала просматривать, так как в ней были абсолютно натуралистические картинки, как на полотнах художников реалистов 16 - 18 веков. Это была сказка о Красной шапочке. Как мама могла позволить дочери отправиться одной в лес?
Другая культура - скотоводческая, где не нужно сильно напрягаться, чтобы достать себе еду - протяни руку и возьми, достаточно просто убить еду. В культуре востока мы находит идею реинкарнации, которая позволяет воспринимать рождение и смерть как традицию и освобождение (смерть), а не как трагедию. Здесь есть чувство безопасности. В скандинавских сказках есть идея безопасности, например, сказки Туве Янссон о Муми - троллях - никто никого не убивает, есть такое милое путешествие и приключения.
Таким образом, некий трагический сюжет, стремление найти своего единственного принца, причем часто любой ценой, заложен в нас с детства и определяет выбранный нами жизненный сценарий поведения. Задумавшись и проанализировав свой сценарий, мы можем что-то в нем изменить. Иногда бывает просто полезно задуматься о том, чем мы готовы заплатить за свое стремление к определенной цели и стоит ли эта цель таких жертв.
Мартынова Ольга
Источник: www.psyonline.ru