ПОЧЕМУ ЗНАКОВ ЗОДИАКА 12

ПОЧЕМУ ЗНАКОВ ЗОДИАКА 12

До сих пор мы рассматривали 12 знаков Зодиака как нечто изначально данное. Но у Вас может возникнуть вопрос: а почему именно двенадцать? Постараемся п...

Солнце — точками весеннего и осеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний — делит год на 4 части — 4 сезона. Луна добавляет каждому сезону 3 фазы: начало, середину и конец. Число 4 соответствует 4 сторонам света и описывает понятие пространства и горизонтальный охват мира.
Именно поэтому древняя космология считает все явления мира возникшими из сочетания 4-х элементов — 4 стихии. Число 3 соответствует временному движению (прошлое-настоящее-будущее) или движению по вертикали. В мифологии всех народов мы находим деление на три мира: небесный, земной и подземный. Понятие триады как принципа движения раскрывает нам догмат христианской Троицы. Число 12, как содержащее в себе тройку и четверку — вертикальный и горизонтальный — временной и пространственный, охват мира — способно таким образом описать всю полноту его проявлений.

Вернемся теперь к астрологии и рассмотрим, как в характеристиках знаков Зодиака отражается принцип движения (деление на 3) и принцип бытия (деление на 4). Начало, середина и конец каждого сезона года соответствуют кардинальным (основным), фиксированным (стабильным) и мутабельным (изменчивым) знакам западного Зодиака.
Кардинальные или основные знаки (Овен, Рак, Весы, Козерог) символизируют собой физический космос, материальную основу мироустроения — что соответствует постройке, символу мироздания и первой ипостаси Троицы.
Иначе они называются знаками воли, потому что их задачей является дать импульс новой идее — открыть новый сезон. Поэтому знаки начала связаны с проблемой энергии, включения в жизнь, они легче всего действуют по первому импульсу и достаточно материалистичны.
Фиксированные или стабильные знаки (Телец, Лев, Скорпион и Водолей) отражают принцип эволюции жизни, символизируемый также мировым деревом, помещаемым над другой ипостасью (соотносимым с крестом, на котором был распят Иисус, или со священным деревом ашока, под которым родился Будда).
Задача знаков середины — развить идею, заданную кардинальным знаком, и проявить ее в жизни. Они последовательны, основательны и устойчивы в своем намерении, и стабильность их душевного стремления позволила их также назвать знаками чувства. Именно этим знакам отдала предпочтение христианская традиция, изобразив рядом с четырьмя евангелистами тельца (Лука), льва (Марк), орла — символ также использовавшийся для знака Скорпиона (Иоанн) и ангела, соответствующего идее самого светлого и оторванного от материи знака Водолея (Матфей).
Если фиксированные знаки связаны с душой, мутабельные или изменчивые (Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы) отражают принцип духа, связи Неба и Земли. Третьей ипостаси (Святому Духу) соответствует гора — символ центра мира, где Небо сходится с Землей, ассоциирующейся с восхождением. Гора — ось мира, сублимация мирового дерева.
В задачу мутабельных знаков, символизирующих связь и изменение, входит осознание воплотившейся идеи и ее трансформация. Поэтому они называются также знаками разума, сомневающегося в старой идее и готовящего почву для возникновения нового импульса. Знаки изменения решают вопросы взаимосвязи людей между собой, в обществе и с высшим — и обладают нужной для этого гибкостью и умением ориентироваться в жизни.

Астрологический принцип прост: воля начинает, чувство продолжает, разум, доводя до абсолютного, завершает. С ним можно связать как очень обыденные, так и самые возвышенные понятия, подобные тому, как сакральное понятие Троицы находит свое выражение в традиционном представлении о том, что человек в жизни должен построить дом, посадить дерево и родить ребенка.

Проследим по Зодиаку движение числа три по четырем временам года.

Овен, знак личной активности, задает идею прямолинейного вхождения в жизнь через собственное «я».

Телец, знак природной естественности, реализует ее через личное обладание и желание.

Близнецы, знак жизненных взаимосвязей, подвергает сомнению собственные силы и ищет новые источники их. Брызжущая энергией весна раскрывает непосредственный способ участия человека в жизненном процессе.

Хранитель жизни Рак выдвигает идею множественности и многообразия ее проявлений.

Лев, знак полноты бытия, стремится овладеть этим множеством, считая себя вправе его возглавить.

Критическая Дева выстраивает в этом многообразии иерархические связи, подвергая сомнению целостность проявленной во множественности жизни и дробя ее на черное и белое. Лето дает возможность проявиться жизни во всей ее сложности и полноте.

Ищущие поддержки Весы начинают темную, осеннюю часть года, задавая идею ухода от природно-непосредственного понимания себя и поиска другого. В противовес прямолинейности Овна их качеством является изысканность.

Идею взаимодействия с иным страстный, но стабильный знак Скорпион развивает до глубины чувств и высоты помыслов, черпая от иного страсть и силу.

Знак разума и социума Стрелец находит в равновесии взаимодействующих сторон дисбаланс и подвергая сомнению их равноправие, переходит из парного сравнения к сравнению с высшим. Знаки осени характеризует опосредованный взгляд на мир и проблема выбора из множества единственного, решение которой завершает Стрелец, приподнявшись над различием темного и светлого и выбрав то, что приближает к высшему.

Знак достижения вершины Козерог выдвигает идею единства изначально-природного «я» с социальным или религиозным идеалом человека, в понятии его индивидуальности и единственности существования.

Альтруистический знак Водолея реализует идею уникальности личности в идеалистическом мировосприятии единства Вселенной и стабильном дружелюбии.

Рыбы своей способностью верить проверяют абстрактное знание Водолея и подвергают сомнению его идеальный мир отказом от себя во имя будущей жизни — нового импульса Овна.

Таким образом, зимним знакам присуща внутренняя опора на себя, что делает возможным их материнское отношение к будущим росткам, которые зима надежно укрывает покровом снега — сложная и развитая старая система покровительствует сменяющей ее жизненной простоте.
Мы увидели, что кардинальные, фиксированные и мутабельные знаки похожи по своему способу участия в диалектике жизни — теперь обратимся к понятию стихий.

В отличие от внутренне диалектического, динамического числа 3, число 4 образует статическую целостность. Если 3, распадаясь разными способами на двойку и единицу, обладает характеристикой неустойчивости, 4, раздираемое непреодолимыми внутренними противоречиями, стоит непоколебимо.
Треугольник сжимается в точку: троица образует одно. Четыре стороны света крестом распростираются на весь мир, его полнота охвата выражается поговоркой «идти на все четыре стороны». Поэтому 4 — число стихий, первичных элементов, на которых, согласно астрологии, создан мир, и которых для этого оказалось достаточно.

Китайская традиция пяти стихий, где пятая точка — центр, являет сублимацию движения по горизонтали и вертикали.
Пятая стихия является универсальным началом, где сходятся между собой Небо, Земля и Преисподняя, и представляет собой тем самым китайскую идею серединного пути — Дао, гармонии, равновесия четырех противолежащих друг другу стихий.
Действительной вершиной четверки можно назвать ее центр. В Европе также была тенденция найти пятую стихию — эфир, однако он не имел материального значения, равноправного четырем существующим элементам, как в Китае: эфир мыслился скорее как высший воздух.
Но, даже если бы Европе и удалось найти пятую стихию, самодостаточное в своей полноте, как 4, и динамически активное, как 3, число 5, все же не является заменой 12-ти. 5 есть свертывание полноты 12-ти в единый центр, 12 же полагает центр в каждом своем элементе и этим отличается от числа 4, которое своего центра не содержит.

Это абстрактное рассуждение помогает пролить свет на то, чем отличается астрологическое описание характеров людей от психологии нового времени, где в основу 4-х темпераментов, описанных Кантом и развитых Павловым, положены средневековые понятия 4-х стихий. Психологическое описание темперамента показывает статическую данность личности и не содержит зерна ее развития, ее истины — а 12 знаков Зодиака представляют собой 12 путей, каждый из которых наделяет жизнь смыслом. Статическая психологическая данность проявляется более в соотношении с другими людьми, чем сама по себе: элементы, из которых создан мир, в чистом виде не могут быть проявлены: это было бы разъединением мира, его разрушением. Зодиакальная же характеристика личности самоценна: даже на необитаемом острове человека будет вести его «звезда». Вспомним идею 12-ти колен Иакова, заселивших мир, или 12-ти апостолов, несущих миру свет. Или загадку из ригведы:

«О 12-ти спицах — ведь оно не изнашивается! — вращается колесо закона по небу. На нем парами сыновья стоят: 7 сотен и 20.» (дни и ночи года). (РВ, 1,164).

Что же представляют собой стихии, ставшие основой гармонии мироздания? Обратимся к древним, общечеловеческим, понятиям. Представление о существовании стихий было широко распространено в Европе, Индии, Китае, у американских индейцев. Но и в мифологии тех народов, где стихия как таковая не выражена, земля, вода, огонь и воздух связаны со сходными представлениями и идеями, что позволяет считать эти понятия архетипическими.

ЗЕМЛЯ мыслится как Космос в Космосе, как основание и центр Вселенной. В отличие от других стихий, причастных к творению, Земля, творя сама, является персонифицированной прародительницей. Как правило, она связывается с темным, женским началом инь, хотя это может быть и мужчина (богиня Неба — Нут и бог Земли — Геб в мифологии Египта, для которой, по сравнению с нашим традиционным взглядом, характерна перестановка мужского и женского).
В бинарном противопоставлении темное начало земли, связываемое также с плодородием и преисподней, тяжестью, мощью («сила земная») противоположно светлому, легкому, воздушному небесному началу. Земля и Небо — основное противопоставление, без которого невозможно устойчивое существование мира. Так, в египетской мифологии бог воздуха Шу (пустота, свет) вынужден разъединить вышеупомянутых супругов и не пускать их друг к другу. Аналогично в греческой мифологии Кронос — сын бога Неба Урана и богини Земли Геи, оскопляя отца, совершает разделение Неба и Земли. Китайское противопоставление инь и янь, лежащее в основе творчества мира, отражает эти же понятия Земли и Неба.

В астрологии стихия земли также соотносится с основанием, фундаментом мира (что отражает знак Тельца), созидательной деятельностью (что являет собою Дева) и персонификацией (что является жизненным принципом Козерога). Знакам земли и соответствующему им темпераменту меланхолика присуща основательность, надежность, трезвость взгляда на жизнь, материальность, практичность, стремление к созиданию, однако также недоверчивость, замкнутость и склонность больше переживать, чем радоваться. Инертность нервной системы располагает их к устойчивой жизненной позиции и обуславливает трудности в преодолении препятствий, а также нелюбовь к переменам.
Согласно мифологическим представлениям, Земля, как основа мироздания, возникает обычно из Хаоса, или воды, иногда постепенно увеличиваясь в размерах.

ВОДА символизирует собой первобытный хаос и принцип зарождения жизни, которая берет начало из мирового океана. Если земля связана с сотворением мира, вода — с образованием жизни. В своей женской материнской функции эти стихии родственны. Даже дождь в мифах мыслится как оплодотворение земли, заставляющее ее рожать. И по принципу «где начало, там и конец», представление о том, что сначала весь мир был водой, связывается с мыслью о потопе, или циклическом погружении мира в хаотический океан. Поэтому вода, кроме рождения, соотносится и со смертью. Вода таит в своих глубинах опасности и ужасы неведомого этому миру, ограниченному началом и концом. Вода — это вечность и беспредельность.

В астрологии стихия воды соотносится с эмоциональной сферой и подсознанием, которому принадлежит неведомое нам знание рождения (Рак), смерти (Скорпион) и вечности (Рыбы). Знаки стихии воды, которым соответствует флегматический темперамент, внешне часто сдержаны, но чувствительны, подвержены влияниям и умеют приспособиться к нуждам других — за их внешним спокойствием стоит глубина понимания подсознательных процессов. Они способны приходить в движение хотя и не быстро, но зато надолго, что и обуславливает развитость их эмоциональной сферы.

Рождает жизнь возникший в воде ОГОНЬ. Так, в греческой мифологии порождает все существующее Эрос, явившийся в хаосе. Огонь мыслится как движущая сила и получает эпитет «рожденный от самого себя». В этом смысле интересен индийский Агни, имеющий тройственную природу происхождения: в водах, на небе (молния) и среди людей (трением кусочков дерева). Мы также говорим «искры мысли» (небесная ипостась огня), «пламя сердца» (то, что возжигается нами — сам из себя) и «жгучие муки» (соотнесенность со смертью и страданием — со стихией воды). Варианты происхождения огня из воды (или земли), а не с неба считаются более древними.

В Египте вода является прародительницей самого Солнца — Ра. Подобные традиции могут отчасти быть связаны с тем, что Солнце встает из-за моря, однако ясно, что психологический, мифологический смысл рождения творческой энергии, которую олицетворяет огонь, из хаоса, где едины жизнь и смерть, тоже не случайны.
Процитируем индийский миф: «Вначале не было ничего, кроме воды, моря воды. Воды пожелали продолжать себя. Они изнуряли себя подвижничеством. И тогда... возник в них золотой зародыш. Тогда еще не было года, но столько, сколько длился год, плавало золотое яйцо в водах. Через год из него возник человек, это был Праджапати.» (Праджапати отождествляется с Агни).

Огонь связывается с эволюцией человека. Обретение огня тождественно образованию культуры и переходу на иную, более высокую стадию, когда человек мыслится равным богам (миф о Прометее). И в астрологии знаки огня отражают активность, самостоятельность (Овен), жизненную и творческую энергию (Лев) и социально-культурную ступень развития человека (Стрелец). Для их холерического темперамента характерна энергичность, независимость, сила, склонность к решительным действиям, не успокоенность, однако также вспыльчивость, раздражительность и недостаток выдержки. Действие холерика, как и огня, быстро, но непродолжительно: он быстро вспыхивает и быстро остывает.
Вода и огонь — изменчивые, динамические стихии, связанные с понятиями очищения и трансформации. Поэтому они участвуют в эсхатологических мифах. Здесь, кроме Апокалиптических представлений, можно привести индейский вариант потопа, который наступает, когда закипает огромный котел на Солнце, до краев наполненный водой. По буддийским представлениям, разрушение мира происходит в огне, семь солнц входят одно за другим или вследствие воссоединения 12-ти солнц, каждое из которых соответствует одному месяцу года.

Земля же и воздух являются статическими стихиями, хранящими мироустройство: они неизменны и незыблемы, как непоколебимо и все то, что они создают.

Стихия ВОЗДУХА, четвертая и высшая, символизирует само пространство. В вечности Хаоса нет свободного пространства, и потому он есть смерть, а для, жизни нужен простор. Слово «воздух» — однокоренное со словами «дух» и «дыхание», связанными идеями свободы, пространства и одушевленности. В сотворенных из земли людей библейский Бог вдыхает жизнь. Выдох Брахмы — сотворение мира, вдох — его уничтожение. Индийский бог ветра и жизненного дыхания Ваю быстро, как мысль, касается неба и Земли и рожден двумя мирами — в чем проявляется посредническая функция воздуха. Посредником между Богом и людьми является и Дух Святой, несущий божественное откровение — появление его может сопровождаться ветром.

В астрологии это посредническое начало мыслится как сознание, мысль и речь, что отражает знак Близнецов, вдохновение Весов или интуиция Водолея несущего миру идею безграничности и свободы.

У знаков воздуха — веселый, светлый и подвижный сангвинический темперамент, склонный к интеллектуальному восприятию жизни и оторванный от мира чувств, и, порой, от самой реальности. Эти знаки нуждаются в окружении людей и любят роль посредника.

Воздух, выражающий понятие самого пространства, определяемого 4-мя сторонами света, является высшим началом, но равноположенность всех четырех элементов в том, что жизненное творчество раскрывается нам через все 4 стихии одновременно. Земля возникает из воды, в которой рождает жизнь огонь, существующий самостоятельно в пространстве воздуха, несущего земле свое дыхание. Как аналогию этого гармонического взаимодействия стихий можно привести индийское представление возникающего из воды холма, на котором распускается лотос, из которого рождается творец, создающий мир.

мира земли знаки воды идею знак земля является вода знаков стихии