До сих пор мы рассматривали 12 знаков Зодиака как нечто изначально данное. Но у Вас может возникнуть вопрос: а почему именно двенадцать? Постараемся п...
Солнце — точками весеннего и осеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний — делит год на 4 части — 4 сезона. Луна добавляет каждому сезону 3 фазы: начало, середину и конец. Число 4 соответствует 4 сторонам света и описывает понятие пространства и горизонтальный охват мира.
Именно поэтому древняя космология считает все явления мира возникшими из сочетания 4-х элементов — 4 стихии. Число 3 соответствует временному движению (прошлое-настоящее-будущее) или движению по вертикали. В мифологии всех народов мы находим деление на три мира: небесный, земной и подземный. Понятие триады как принципа движения раскрывает нам догмат христианской Троицы. Число 12, как содержащее в себе тройку и четверку — вертикальный и горизонтальный — временной и пространственный, охват мира — способно таким образом описать всю полноту его проявлений.
Вернемся теперь к астрологии и рассмотрим, как в характеристиках знаков Зодиака отражается принцип движения (деление на 3) и принцип бытия (деление на 4). Начало, середина и конец каждого сезона года соответствуют кардинальным (основным), фиксированным (стабильным) и мутабельным (изменчивым) знакам западного Зодиака.
Кардинальные или основные знаки (Овен, Рак, Весы, Козерог) символизируют собой физический космос, материальную основу мироустроения — что соответствует постройке, символу мироздания и первой ипостаси Троицы.
Иначе они называются знаками воли, потому что их задачей является дать импульс новой идее — открыть новый сезон. Поэтому знаки начала связаны с проблемой энергии, включения в жизнь, они легче всего действуют по первому импульсу и достаточно материалистичны.
Фиксированные или стабильные знаки (Телец, Лев, Скорпион и Водолей) отражают принцип эволюции жизни, символизируемый также мировым деревом, помещаемым над другой ипостасью (соотносимым с крестом, на котором был распят Иисус, или со священным деревом ашока, под которым родился Будда).
Задача знаков середины — развить идею, заданную кардинальным знаком, и проявить ее в жизни. Они последовательны, основательны и устойчивы в своем намерении, и стабильность их душевного стремления позволила их также назвать знаками чувства. Именно этим знакам отдала предпочтение христианская традиция, изобразив рядом с четырьмя евангелистами тельца (Лука), льва (Марк), орла — символ также использовавшийся для знака Скорпиона (Иоанн) и ангела, соответствующего идее самого светлого и оторванного от материи знака Водолея (Матфей).
Если фиксированные знаки связаны с душой, мутабельные или изменчивые (Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы) отражают принцип духа, связи Неба и Земли. Третьей ипостаси (Святому Духу) соответствует гора — символ центра мира, где Небо сходится с Землей, ассоциирующейся с восхождением. Гора — ось мира, сублимация мирового дерева.
В задачу мутабельных знаков, символизирующих связь и изменение, входит осознание воплотившейся идеи и ее трансформация. Поэтому они называются также знаками разума, сомневающегося в старой идее и готовящего почву для возникновения нового импульса. Знаки изменения решают вопросы взаимосвязи людей между собой, в обществе и с высшим — и обладают нужной для этого гибкостью и умением ориентироваться в жизни.
Астрологический принцип прост: воля начинает, чувство продолжает, разум, доводя до абсолютного, завершает. С ним можно связать как очень обыденные, так и самые возвышенные понятия, подобные тому, как сакральное понятие Троицы находит свое выражение в традиционном представлении о том, что человек в жизни должен построить дом, посадить дерево и родить ребенка.
Проследим по Зодиаку движение числа три по четырем временам года.
Овен, знак личной активности, задает идею прямолинейного вхождения в жизнь через собственное «я».
Телец, знак природной естественности, реализует ее через личное обладание и желание.
Близнецы, знак жизненных взаимосвязей, подвергает сомнению собственные силы и ищет новые источники их. Брызжущая энергией весна раскрывает непосредственный способ участия человека в жизненном процессе.
Хранитель жизни Рак выдвигает идею множественности и многообразия ее проявлений.
Лев, знак полноты бытия, стремится овладеть этим множеством, считая себя вправе его возглавить.
Критическая Дева выстраивает в этом многообразии иерархические связи, подвергая сомнению целостность проявленной во множественности жизни и дробя ее на черное и белое. Лето дает возможность проявиться жизни во всей ее сложности и полноте.
Ищущие поддержки Весы начинают темную, осеннюю часть года, задавая идею ухода от природно-непосредственного понимания себя и поиска другого. В противовес прямолинейности Овна их качеством является изысканность.
Идею взаимодействия с иным страстный, но стабильный знак Скорпион развивает до глубины чувств и высоты помыслов, черпая от иного страсть и силу.
Знак разума и социума Стрелец находит в равновесии взаимодействующих сторон дисбаланс и подвергая сомнению их равноправие, переходит из парного сравнения к сравнению с высшим. Знаки осени характеризует опосредованный взгляд на мир и проблема выбора из множества единственного, решение которой завершает Стрелец, приподнявшись над различием темного и светлого и выбрав то, что приближает к высшему.
Знак достижения вершины Козерог выдвигает идею единства изначально-природного «я» с социальным или религиозным идеалом человека, в понятии его индивидуальности и единственности существования.
Альтруистический знак Водолея реализует идею уникальности личности в идеалистическом мировосприятии единства Вселенной и стабильном дружелюбии.
Рыбы своей способностью верить проверяют абстрактное знание Водолея и подвергают сомнению его идеальный мир отказом от себя во имя будущей жизни — нового импульса Овна.
Таким образом, зимним знакам присуща внутренняя опора на себя, что делает возможным их материнское отношение к будущим росткам, которые зима надежно укрывает покровом снега — сложная и развитая старая система покровительствует сменяющей ее жизненной простоте.
Мы увидели, что кардинальные, фиксированные и мутабельные знаки похожи по своему способу участия в диалектике жизни — теперь обратимся к понятию стихий.
В отличие от внутренне диалектического, динамического числа 3, число 4 образует статическую целостность. Если 3, распадаясь разными способами на двойку и единицу, обладает характеристикой неустойчивости, 4, раздираемое непреодолимыми внутренними противоречиями, стоит непоколебимо.
Треугольник сжимается в точку: троица образует одно. Четыре стороны света крестом распростираются на весь мир, его полнота охвата выражается поговоркой «идти на все четыре стороны». Поэтому 4 — число стихий, первичных элементов, на которых, согласно астрологии, создан мир, и которых для этого оказалось достаточно.
Китайская традиция пяти стихий, где пятая точка — центр, являет сублимацию движения по горизонтали и вертикали.
Пятая стихия является универсальным началом, где сходятся между собой Небо, Земля и Преисподняя, и представляет собой тем самым китайскую идею серединного пути — Дао, гармонии, равновесия четырех противолежащих друг другу стихий.
Действительной вершиной четверки можно назвать ее центр. В Европе также была тенденция найти пятую стихию — эфир, однако он не имел материального значения, равноправного четырем существующим элементам, как в Китае: эфир мыслился скорее как высший воздух.
Но, даже если бы Европе и удалось найти пятую стихию, самодостаточное в своей полноте, как 4, и динамически активное, как 3, число 5, все же не является заменой 12-ти. 5 есть свертывание полноты 12-ти в единый центр, 12 же полагает центр в каждом своем элементе и этим отличается от числа 4, которое своего центра не содержит.
Это абстрактное рассуждение помогает пролить свет на то, чем отличается астрологическое описание характеров людей от психологии нового времени, где в основу 4-х темпераментов, описанных Кантом и развитых Павловым, положены средневековые понятия 4-х стихий. Психологическое описание темперамента показывает статическую данность личности и не содержит зерна ее развития, ее истины — а 12 знаков Зодиака представляют собой 12 путей, каждый из которых наделяет жизнь смыслом. Статическая психологическая данность проявляется более в соотношении с другими людьми, чем сама по себе: элементы, из которых создан мир, в чистом виде не могут быть проявлены: это было бы разъединением мира, его разрушением. Зодиакальная же характеристика личности самоценна: даже на необитаемом острове человека будет вести его «звезда». Вспомним идею 12-ти колен Иакова, заселивших мир, или 12-ти апостолов, несущих миру свет. Или загадку из ригведы:
«О 12-ти спицах — ведь оно не изнашивается! — вращается колесо закона по небу. На нем парами сыновья стоят: 7 сотен и 20.» (дни и ночи года). (РВ, 1,164).
Что же представляют собой стихии, ставшие основой гармонии мироздания? Обратимся к древним, общечеловеческим, понятиям. Представление о существовании стихий было широко распространено в Европе, Индии, Китае, у американских индейцев. Но и в мифологии тех народов, где стихия как таковая не выражена, земля, вода, огонь и воздух связаны со сходными представлениями и идеями, что позволяет считать эти понятия архетипическими.
ЗЕМЛЯ мыслится как Космос в Космосе, как основание и центр Вселенной. В отличие от других стихий, причастных к творению, Земля, творя сама, является персонифицированной прародительницей. Как правило, она связывается с темным, женским началом инь, хотя это может быть и мужчина (богиня Неба — Нут и бог Земли — Геб в мифологии Египта, для которой, по сравнению с нашим традиционным взглядом, характерна перестановка мужского и женского).
В бинарном противопоставлении темное начало земли, связываемое также с плодородием и преисподней, тяжестью, мощью («сила земная») противоположно светлому, легкому, воздушному небесному началу. Земля и Небо — основное противопоставление, без которого невозможно устойчивое существование мира. Так, в египетской мифологии бог воздуха Шу (пустота, свет) вынужден разъединить вышеупомянутых супругов и не пускать их друг к другу. Аналогично в греческой мифологии Кронос — сын бога Неба Урана и богини Земли Геи, оскопляя отца, совершает разделение Неба и Земли. Китайское противопоставление инь и янь, лежащее в основе творчества мира, отражает эти же понятия Земли и Неба.
В астрологии стихия земли также соотносится с основанием, фундаментом мира (что отражает знак Тельца), созидательной деятельностью (что являет собою Дева) и персонификацией (что является жизненным принципом Козерога). Знакам земли и соответствующему им темпераменту меланхолика присуща основательность, надежность, трезвость взгляда на жизнь, материальность, практичность, стремление к созиданию, однако также недоверчивость, замкнутость и склонность больше переживать, чем радоваться. Инертность нервной системы располагает их к устойчивой жизненной позиции и обуславливает трудности в преодолении препятствий, а также нелюбовь к переменам.
Согласно мифологическим представлениям, Земля, как основа мироздания, возникает обычно из Хаоса, или воды, иногда постепенно увеличиваясь в размерах.
ВОДА символизирует собой первобытный хаос и принцип зарождения жизни, которая берет начало из мирового океана. Если земля связана с сотворением мира, вода — с образованием жизни. В своей женской материнской функции эти стихии родственны. Даже дождь в мифах мыслится как оплодотворение земли, заставляющее ее рожать. И по принципу «где начало, там и конец», представление о том, что сначала весь мир был водой, связывается с мыслью о потопе, или циклическом погружении мира в хаотический океан. Поэтому вода, кроме рождения, соотносится и со смертью. Вода таит в своих глубинах опасности и ужасы неведомого этому миру, ограниченному началом и концом. Вода — это вечность и беспредельность.
В астрологии стихия воды соотносится с эмоциональной сферой и подсознанием, которому принадлежит неведомое нам знание рождения (Рак), смерти (Скорпион) и вечности (Рыбы). Знаки стихии воды, которым соответствует флегматический темперамент, внешне часто сдержаны, но чувствительны, подвержены влияниям и умеют приспособиться к нуждам других — за их внешним спокойствием стоит глубина понимания подсознательных процессов. Они способны приходить в движение хотя и не быстро, но зато надолго, что и обуславливает развитость их эмоциональной сферы.
Рождает жизнь возникший в воде ОГОНЬ. Так, в греческой мифологии порождает все существующее Эрос, явившийся в хаосе. Огонь мыслится как движущая сила и получает эпитет «рожденный от самого себя». В этом смысле интересен индийский Агни, имеющий тройственную природу происхождения: в водах, на небе (молния) и среди людей (трением кусочков дерева). Мы также говорим «искры мысли» (небесная ипостась огня), «пламя сердца» (то, что возжигается нами — сам из себя) и «жгучие муки» (соотнесенность со смертью и страданием — со стихией воды). Варианты происхождения огня из воды (или земли), а не с неба считаются более древними.
В Египте вода является прародительницей самого Солнца — Ра. Подобные традиции могут отчасти быть связаны с тем, что Солнце встает из-за моря, однако ясно, что психологический, мифологический смысл рождения творческой энергии, которую олицетворяет огонь, из хаоса, где едины жизнь и смерть, тоже не случайны.
Процитируем индийский миф: «Вначале не было ничего, кроме воды, моря воды. Воды пожелали продолжать себя. Они изнуряли себя подвижничеством. И тогда... возник в них золотой зародыш. Тогда еще не было года, но столько, сколько длился год, плавало золотое яйцо в водах. Через год из него возник человек, это был Праджапати.» (Праджапати отождествляется с Агни).
Огонь связывается с эволюцией человека. Обретение огня тождественно образованию культуры и переходу на иную, более высокую стадию, когда человек мыслится равным богам (миф о Прометее). И в астрологии знаки огня отражают активность, самостоятельность (Овен), жизненную и творческую энергию (Лев) и социально-культурную ступень развития человека (Стрелец). Для их холерического темперамента характерна энергичность, независимость, сила, склонность к решительным действиям, не успокоенность, однако также вспыльчивость, раздражительность и недостаток выдержки. Действие холерика, как и огня, быстро, но непродолжительно: он быстро вспыхивает и быстро остывает.
Вода и огонь — изменчивые, динамические стихии, связанные с понятиями очищения и трансформации. Поэтому они участвуют в эсхатологических мифах. Здесь, кроме Апокалиптических представлений, можно привести индейский вариант потопа, который наступает, когда закипает огромный котел на Солнце, до краев наполненный водой. По буддийским представлениям, разрушение мира происходит в огне, семь солнц входят одно за другим или вследствие воссоединения 12-ти солнц, каждое из которых соответствует одному месяцу года.
Земля же и воздух являются статическими стихиями, хранящими мироустройство: они неизменны и незыблемы, как непоколебимо и все то, что они создают.
Стихия ВОЗДУХА, четвертая и высшая, символизирует само пространство. В вечности Хаоса нет свободного пространства, и потому он есть смерть, а для, жизни нужен простор. Слово «воздух» — однокоренное со словами «дух» и «дыхание», связанными идеями свободы, пространства и одушевленности. В сотворенных из земли людей библейский Бог вдыхает жизнь. Выдох Брахмы — сотворение мира, вдох — его уничтожение. Индийский бог ветра и жизненного дыхания Ваю быстро, как мысль, касается неба и Земли и рожден двумя мирами — в чем проявляется посредническая функция воздуха. Посредником между Богом и людьми является и Дух Святой, несущий божественное откровение — появление его может сопровождаться ветром.
В астрологии это посредническое начало мыслится как сознание, мысль и речь, что отражает знак Близнецов, вдохновение Весов или интуиция Водолея несущего миру идею безграничности и свободы.
У знаков воздуха — веселый, светлый и подвижный сангвинический темперамент, склонный к интеллектуальному восприятию жизни и оторванный от мира чувств, и, порой, от самой реальности. Эти знаки нуждаются в окружении людей и любят роль посредника.
Воздух, выражающий понятие самого пространства, определяемого 4-мя сторонами света, является высшим началом, но равноположенность всех четырех элементов в том, что жизненное творчество раскрывается нам через все 4 стихии одновременно. Земля возникает из воды, в которой рождает жизнь огонь, существующий самостоятельно в пространстве воздуха, несущего земле свое дыхание. Как аналогию этого гармонического взаимодействия стихий можно привести индийское представление возникающего из воды холма, на котором распускается лотос, из которого рождается творец, создающий мир.