О знаменитом предсказателе, маге и волшебнике Калиостро в действительности известно очень мало, даже несмотря на то, что число книг, ему посвященных,...
Джузеппе Бальзамо, как изначально именовал себя Калиостро, родился в 1743 году в доме бедного фермера. Вся его семья проживала в одной комнате. Своего отца Джузеппе почти не помнил, поскольку тот умер в молодости. Еще в подростковые годы Бальзамо показал себя весьма неуравновешенным человеком, поэтому доставлял множество хлопот и неприятностей своим близким. На семейном совете было решено, что вспыльчивый и необузданный нрав Джузеппе могут смягчить только молитвы и суровый пост.
Однако Джузеппе совершенно не устраивал подобный образ жизни. После нескольких неудачных попыток побега из дома юноша решил поступить так, чтобы члены семьи сами отказались от его присутствия в стенах родного дома. И вот однажды, сделав вид, что на него снизошла благодать Божия, Джузеппе предложил братьям прочесть молитвы, и в те отрывки текста, где следовало произнести имена святых, он подставил имена известных городских проституток. Естественно, братья, не сумев стерпеть этого оскорбления, изгнали богохульствующего родственника из своей семьи. После этого Джузеппе, получив долгожданную свободу, поступил в мастерскую художника и стал брать уроки живописи, решив, что у него имеются определенные способности.
Вскоре Бальзамо обнаружил у себя еще одно необычайное достоинство - способность к ясновидению. Многие исследователи считают, что, поскольку на Сицилии всегда были развиты оккультные науки, Бальзамо легко мог почерпнуть подобные "пророческие" знания из книг. Однажды, встретившись на светском приеме с баронессой де Обрекирш, Бальзамо сказал ей, по своему обыкновению медленно растягивая слова: "Вы давно потеряли свою мать. Вы почти не помните ее. Вы были единственным ребенком, у вас одна дочь, которая также будет единственным ребенком, у вас больше не будет детей". Впоследствии баронесса, недолюбливавшая дерзкого Бальзамо, все же была вынуждена признать, что она действительно не смогла родить мужу еще одного ребенка.
В своих воспоминаниях о Калиостро баронесса добавляла: "Калиостро обладал демонической силой; он захватывал сознание, парализовав волю." После того как Калиостро и его супруга Лоренца Фелициани вступили в члены масонской ложи, оккультные способности известного предсказателя стали проявляться еще сильнее. Но в качестве медиумов он предпочитал использовать маленьких детей.
Бальзамо было достаточно подуть на лоб и подбородок ребенка, а затем начертить на лбу и руках таинственные магические символы, как ребенок впадал в транс. Например, пятилетнему сыну маршала ван Медема Джузеппе велел внимательно смотреть на руки, и после того как мальчик впал в гипнотическое состояние, отец спросил сына, что делает его сестра. "Она целует брата, вернувшегося домой, а перед тем держала руку на левой груди", отвечал ребенок. Маршал громко запротестовал, сказав, что не верит этому. Но в действительности, как подтвердилось впоследствии, в тот день у старшей дочери ван Медема весь день болело сердце, а спустя некоторое время после долгого путешествия вернулся домой ее старший брат.
Во время пребывания в Страсбурге Бальзамо зарекомендовал себя как величайший предсказатель. В присутствии других лиц ему приносили запечатанное письмо, на которое он, не раскрывая конверта, писал ответ.
После печально известного дела с ожерельем королевы Калиостро был арестован вместе с кардиналом де Роганом и мошенницей графиней де ла Мотт Валуа, которая выдавала себя за потомка французского короля Генриха II. На судебном процессе графиня обнародовала соответствующие документы, согласно которым ее претензии представлялись вполне обоснованными. Тем не менее приговор, вынесенный судьями в ее адрес, оказался более чем строгим: она была заклеймена (в те времена во Франции клеймению подлежали только воровки и проститутки), после чего графиню подвергли публичной порке. Кардинал де Роган вместе с Калиостро были оправданы, но это отнюдь не означало, что их мытарства закончились. До начала процесса Калиостро являлся богатым человеком, пользовался уважением в определенных кругах, а после пребывания в Бастилии, казалось, совсем утратил силу духа и стал всеобщим посмешищем. После окончания процесса ему было предложено покинуть столицу Франции и выехать на место постоянного проживания в Лондон.
Из Лондона Калиостро отправил письмо, адресованное французскому народу, в котором писал, что не вернется в Париж до тех пор, пока Бастилия не падет и не превратится в место всенародных гуляний.
В этом же пророческом послании Калиостро сообщал, что вскоре во главе государства будет стоять деятель, который отменит королевский указ о заточении в тюрьму без суда и следствия, соберет парламент и, не удовлетворясь своим положением первого среди министров, будет стремиться занять лучшее место среди всех французов.
Кстати сказать, именно Калиостро первым предсказал трагическую судьбу французского царствующего дома. Так, предсказание, касавшееся Людовика XVI, гласило, что он должен опасаться смерти на эшафоте до 39 лет, а королева "будет несчастлива, неудачна во Франции, преждевременно состарится, покрывшись морщинами, и будет обезглавлена".
В 1789 году Калиостро был арестован за пропаганду масонства в Риме, и во время содержания в замке Сан - Лео, явно не отличавшегося большим комфортом, быстро и тихо угас. Принято считать, что Калиостро умер в 1795 году в возрасте 52 лет, но, когда в 1797 году французские солдаты, занявшие замок, стали искать Бальзамо, чтобы объявить его героем революции, они не обнаружили великого предсказателя ни живым, ни мертвым. И даже спустя более двух столетий личность этого замечательного человека остается для нас такой же малопонятной и загадочной, как и для его современников.
Двойственность личности Калиостро не оставляет сомнений. Несмотря на то что на протяжении своей непростой жизни он оставался популярным прежде всего как величайший маг, в целях обогащения он не раз прибегал к шарлатанству и мошенничеству. Тем не менее не известно ни одного случая, когда способности Калиостро приносили кому-либо значительный вред. Более того, по свидетельствам большинства окружающих, этот кудесник и прорицатель чаще творил добро, чем зло, и оказывал содействие попавшим в беду людям.