Наши предки почитали большое количество самых мифических существ.
Они верили в то, что все окружающее их пространство имеет своих особых духов-покровителей. Причем не только леса, поля, реки, горы и болота, но и дома, бани, овины, колодцы и даже сараи имеют свою домашнюю нечисть.
Вопрос о домашней нечисти интересен тем, что подобные мифические существа, по верованиям славян, всегда находятся рядом с людьми, которые проживают на этом подворье. И поэтому люди вынуждены учитывать их присутствие и постоянно взаимодействовать с ними. При этом следует понимать, что до распространения христианства на славянских землях у населения не было негативного отношения к присутствующим рядом духам, и такое отношение сохранялось еще длительное время и после крещения, а в отдельных проявлениях сохранилось и до сегодняшнего дня.
Относясь с достаточной степенью уважения к любой нечисти, славяне, однако, разделяли ее на хорошую и плохую. Это в полной мере относилось и к домашней нечисти, хотя в этом вопросе грань между плохим и хорошим была достаточно размытой.
Злая нечисть
Банника (банный, баенник, байник, лазник) – это дух, который обязательно поселяется в каждой бане. Прячется обычно за каменкой или под полкой, на которой парятся. Известен как недоброе, злое существо, способное навредить моющимся в бане людям, и поэтому ему нужно всячески угождать и заискивать перед ним. У славян существует убеждение в том, что банник обязательно будет мыться в растопленной бане, но уже после того, как в ней помоются люди, а именно после трех перемен пара на четвертом. Если в это время не убежать умеючи, то «он» накинется на моющихся и станет плескаться кипятком и горячими камнями, а то может и совсем зашпарить. Время после трех перемен пара банник считает своим и позволяет париться только таким же нечистым духам и чертям, людям же мыться в бане дозволено только до семи часов пополудни.
Свое владение баней баенник не желает делить ни с кем. Он будет крайне недоволен всяким, кто покусится на его права в этой бане, даже кратковременно. Именно поэтому путники, застигнутые непогодой или наступившей ночью, не решаются искать себе приюта в банях.
Главной обязанностью банника является удаление угарного газа из помещения бани, но если он способен удалить угар, то он же может и наслать его на того, кто ему не понравится. Для того чтобы снискать расположение банника ему приносят угощение из куска свежего ржаного хлеба, посыпанного крупной солью, а особенным подношением является черная курица. Считается, что после такого подношения доброе расположение банника на долгое время гарантировано.
Баечник (перебаечник) – это злой дух, проживающий в доме и появляющийся после рассказов на ночь о всяческой нечисти и злых духах. Он выходит босым, неслышными шагами, сразу после того как все уснули. Подходит к человеку и водит над его головой руками до тех пор, пока тому не приснятся все страхи, услышанные перед сном, после чего человек просыпается от страха весь в холодном поту. Если сразу же зажечь свечу или лучину, то можно заметить быстро убегающую тень. Это баечник прячется. Уберечься от него можно только заклятьем, но люди его давно забыли.
Злыдни – маленькие злые существа, проживающие в доме, чаще всего за печкой, небольшими сообществами. Оставаясь невидимыми, своим неугомонным вредным характером они приносят дому несчастья. Славяне верят, что если в доме поселились злыдни, то каков бы ни был велик достаток у хозяина, все сгинет без следа, и придут нищета и разорение. Злыдни не привязаны к одному дому навсегда и путешествуют по свету, поселяясь на новом месте сразу небольшим обществом.
Овинник (подовинник, гуменник) – это живущий в овине злой дух, который является самым злым духом их всех духов, проживающих в доме и на подворье. Ублажить или усмирить его в том случае, когда залютует, очень трудно, а иногда и просто невозможно. Внешне он похож на очень большого кота с горящими как уголья глазами, черного и лохматого. Может кричать, хохотать и лаять ничуть не хуже лесного лешего.
Его главное занятие – сидеть в ямине овина и следить за порядком. Под его наблюдением идет укладка снопов в овин, ее время и сроки. Он следит о том, как затопляют овин, и не позволяет делать этого во время больших праздников. Если разгневается, то может сжечь весь овин, закинув горячий уголь меж колосников.
Одна рука у него голая, а другая лохматая, причем голая рука длиннее лохматой. Голой рукой он наказывает нерадивых хозяев, бросая уголь в неубранные или неправильно сложенные снопы, а вот лохматая рука у него для того, чтобы нагадать молодым девушкам богатую и счастливую жизнь. Такое гадание совершают в заутреню светлого воскресенья. Молодая девушка протягивает, не глядя, руку в окно овина и ждет прикосновения к ней овинника. Если не трогает он ее, то ходить ей еще в девках, голой рукой дотронется, то к бедности и несчастью, а если мохнатой, то выйдет замуж за богатого и жить будет счастливо.
Шиш – это нечистый бес, живущий обычно, как и овинник в овинах. Любит морочить и смущать православных, показывая им то, чего нет на самом деле. Именно от этой нечистой силы появились и «хмельные шиши», которые мерещатся людям, допившимся до белой горячки. В старославянском понимании шишами также называли всех переносчиков вестей и наушников, что идет еще с тех времен, когда шишами называли соглядатаев и лазутчиков, а само шпионство тогда называлось «шишиморством».
Домовой-дворовой. Этого духа не следует путать с добрым домовым-доможилом. Имя свое он получил оттого, что хоть и зовется домовым, но проживает во дворе. По внешнему виду дворовой очень напоминает доможила – такой же низкорослый старичок, весь покрытый густой лохматой шерстью. Из-за злобного характера славяне всегда относили его к злым духам. Все рассказы о нем сводятся к тому, как он донимает и мучает животных, которые ему не нравятся. Особенно не может терпеть белых кошек и сивых лошадей. Зато с собакой и козлом он дружит и помогает им, чем только может. Домашние птицы его не боятся и ему не подчиняются. Для его успокоения ему подносят дары, оставляя их на железных вилах в яслях.
Добрая нечисть
Баган – это главный дух-покровитель крупного рогатого скота, овец и коз у славян. Он заботится о скоте и охраняет его от болезней, способствуя хорошему приплоду. Однако если он рассердится, то животные начнут болеть, а приплода не будет вообще или он будет погибать во время родов. В некоторых районах Белоруссии и сегодня специально для него в хлеву устраивают отдельные небольшие ясли и наполняют их свежим сеном, надеясь, что именно здесь Баган и поселится. Сеном из этих яслей при необходимости кормят скотину, как целебным лекарственным средством.
Вазила (табунник, конюшник) – это дух-покровитель лошадей у славян. Внешне он выглядит почти как человек, но только имеет конские уши на голове и копыта на ногах. Каждый хозяин лошадей должен заботиться о своем вазиле, который в этом случае останется жить у него в конюшне и будет оберегать лошадей от болезней и беспокоиться о здоровом приплоде. Даже в то время, когда лошади находятся в табуне, вазила помогает отогнать от них хищного зверя.
Ведогони – это духи (души), которые живут в наших телах и в животных. У каждого человека свой ведогонь, и когда человек засыпает, то его дух выходит из него и охраняет своего хозяина от волшебных чар и других ведогоней. Кроме этого, ведогони способны оберегать дом и имущество хозяина от злых людей.
У славян существует поверье, что если твой ведогонь будет убит, например, в драке с другими духами, то и человек тоже умрет, не просыпаясь. И когда человеку случалось умереть во сне преждевременно, то говорили, что его дух дрался с духами врагов и был убит ими.
Домовой-доможил – это известный хранитель домашнего очага. Этот образ доброго духа, вероятнее всего, появился уже после распространения христианства на славянских землях, как результат прежнего почитания древнеславянского бога Агни – хранителя дома и домашнего очага. Внешне это невысокий старик, покрытый косматой теплой шерстью. В лице доможила славяне понимают дух основателя и владыки рода, устроитель первого очага, и поэтому в каждом доме может быть только один-единственный домовой, причем свой родной. Поскольку домовой в каждой семье только один, то и вся деятельность его ограничивается одним домом, тем, в котором он поселился. Переходить из одного дома в другой домовые не могут.