Параллельные миры

Параллельные миры

И именно ниже означенные примеры могут служить наглядным доказательством того, что не так уж и далеки от истины фантасты, говорящие в своих произведениях о наличии миров, которые мы не видим. Но которые подсознательно предчувствуем.

Версия Хью Эверетта

Однако начать хочется все же с теории, которую, пусть и с некоторой натяжкой, можно назвать научным доказательством существования параллельных миров. В 1957 году математик и физик Хью Эверетт, занимавшийся в то время квантовой механикой, предположил, что любая мысль, любой порыв и любой выбор сразу становятся началом своего собственного процесса. И если один из этих процессов протекает в том мире, который человек воспринимает как единственно возможный, то остальные происходят в параллельной реальности.

Эверетт опубликовал тезисы своей докторской диссертации, которая называлась «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». В этих тезисах на примере поведения электронов внутри ядра ученый доказывал, что всё сущее в одно и то же время имеет множество вариантов развития «реальности».

Если воспользоваться примером из человеческой жизни, то выглядит это приблизительно так: вы идете на работу привычной дорогой, но на пути – преграда: ремонт, авария, огромная лужа. У вас есть выбор: пойти в обход, сесть в какой-нибудь транспорт, вернуться назад или попытаться пройти напрямую.

И от того, что вы предпочтете, может зависеть ваше дальнейшее будущее. Но при этом вы уже «породили» несколько параллельных действительностей. Например, в одном мире вы сели в такси, а оно попало в пробку, вы опоздали на работу и были уволены. Но нашли новую работу, которая привела вас к славе. Во втором мире вы пошли прямо, преодолели преграду и при этом помогли еще какому-то человеку, обретя друга, который стал частью вашей жизни. В третьем – вернулись обратно, но при поиске нового пути заблудились, опоздали на работу и упустили заказ, который мог бы вывести вас на новый финансовый уровень. И, наконец, вы сразу же пошли в обход, пришли на работу вовремя, однако в здании начался пожар.

Развитий событий может быть огромное количество, и все они находят свое отражение в параллельной действительности. И на основе этого Эвереттом был сделан вывод: структура Вселенной похожа на ветку с множеством отростков, каждый отросток порождает множество себе подобных, так же и Вселенная расщепляется на параллельные версии самой себя. И это не только объясняет вероятностный характер результатов в квантовой механике, но и говорит о том, что мы живем не в единственном мире, а в одном из параллельных миров.

Мир сновидений

Еще одним доказательством существования параллельных миров могут служить наши собственные сновидения, в которых мы иногда видим события, никогда с нами не происходившие в реальном мире, более того, ничего подобного мы не читали, не видели в фильмах или в новостных сюжетах, не придумывали для собственных книг.

Люди видят во сне странные и незнакомые места, «участвуют» в событиях, которые, вероятно, могли бы произойти в нашем мире, если бы обстоятельства сложились другим образом. Поэтому есть все основания предполагать, что, засыпая, мы попадаем в другие, ответвленные реальности и имеем возможность наблюдать за развитием альтернативной истории. Во сне грань между реальным и ирреальным истончается, наше подсознание освобождается, и мы можем видеть то, что в состоянии бодрствования нам видеть не дано по одной простой причине – наш разум отказывается признавать неочевидную вероятность существования параллельных миров.

Дежавю

Дежавю – состояние, при котором человеку кажется, что с ним уже когда-то происходило что-то подобное, что он уже видел то или иное место, в котором в реальности он до этого момента никогда не был. И если некоторыми проявлениями дежавю можно объяснить существование прошлых жизней, прожитых человеком, то другие проявления могут быть очередным доказательством существования параллельных миров.

Это актуально в том случае, когда вы видите свое время, в котором живете, но в разных ракурсах. Например, вы по работе должны посетить какого-то нового клиента. И вот вы заходите в новостройку, построенную пять или шесть лет назад. Вы никогда тут не бывали и по определению не могли жить в этом доме в своей прошлой жизни, так как этого здания не было и в помине.

Тем не менее, вам знакомы лестничные проемы, надписи в лифте, коврик перед дверью квартиры, в которую вы направляетесь. И не потому, что это все типовое, а потому, что на подсознательном уровне вы понимаете – вы здесь были уже не раз и совершенно отчетливо знаете, что скрывается за, казалось бы, незнакомой дверью. Перед мысленным взором встает обстановка квартиры, безделушки на полках, цвет обоев и штор.

Объяснение такому феномену может быть только одно – в одной из параллельных реальностей вы дружите с хозяином этой квартиры или сами тут живете.

Мир духов

Что такое спиритический сеанс, наверное, не надо объяснять никому. Так вот, существует мнение, что вызываемые спиритами духи находятся не в нашем, а в параллельном мире. И именно поэтому мы не имеем возможности их видеть и общаться с ними напрямую. Исключение составляют только «задержавшиеся» в нашем мире привидения.

Возможно, кто-то скажет, что если за основу существования параллельных миров брать именно мир духов, то получается, что параллельный мир один, а не множество, как предполагал Эверетт, и как показывают нам наши сновидения и состояние дежавю. Однако одно другому не мешает, и, возможно, для каждого духа тоже существует несколько вариантов «реальности». И в одном параллельном мире, например, дух Наполеона завоевал Россию, и теперь «правит» всей Евразией. А в другом он погиб от несчастного случая в ранней юности, и вызывать его из того параллельного мира просто бессмысленно – он ничего спиритам не скажет по поводу событий, происходящих с реальным Наполеоном Бонапартом. Может, именно поэтому духи на сеансах иногда молчат?

Параллельные миры в литературе

Ну и «на сладкое» – несколько примеров упоминания параллельных миров в литературе. Ведь именно авторы, пишущие в жанре фэнтази, самые преданные и упорные почитатели теории альтернативных реальностей.

Герберт Уэллс в рассказе «Дверь в стене» представляет нам параллельный мир как прекрасный сад, скрывающийся за зеленой дверью в белой стене. Для героя рассказа этот сад становится недостижимой мечтой в детстве, взрослея, он просто проходит мимо, когда видит эту дверь, а потом гибнет, приняв за заветный вход в дивный сад обычную дырку в заборе, отгораживающем строительную площадку.

Хорхе Луис Борхес в рассказе «Сад расходящихся тропок» очень четко отразил, а если точнее, то предвосхитил теорию Хью Эверетта. Автор буквально описал развилки времени и множественность вероятных событий, которые могут происходить в одно и то же время с одним и тем же человеком. Иногда все вероятные возможности реализуются одновременно, и это дает рождение новым развилкам, новым параллельным мирам.

Андрей Олегович Белянин в дилогии «Моя жена ведьма» и «Сестренка из Преисподней», в циклах «Тайный сыск царя Гороха» и «Меч без Имени» переносит своих героев в параллельные миры, в которых эти герои обретают новую жизнь, полную приключений, открытий, любви. То есть всего того, чего им не хватало в реальной жизни, и что они получили, не побоявшись сделать шаг в неизвестность. Из параллельных миров Белянина, как правило, можно вернуться, однако герои предпочитают оставаться в альтернативной реальности, так как именно там они находят свое истинное предназначение.

Макс Фрай в циклах «Лабиринт Ехо» и «Хроники Ехо» перемещает своего героя Макса, незадачливого любителя ночного бодрствования, в параллельный мир, где Макс становится сыщиком, может не спать по ночам, колдовать, совершать подвиги и быть всеобщим любимцем – то есть строить свою жизнь согласно собственным представлениям о счастье. Более того, Фрай наслаивает одну параллельную реальность на другую, придумывая Изнанку Мира и Темную сторону, которые в свою очередь являются параллельными мирами и без того параллельного мира.

А вот в романе Фрая «Жалобная книга» описана совершенно прямолинейная «конструкция» параллельного мира – главному герою предоставляется возможность прожить все варианты развития своей собственной жизни – от колыбели до смерти. И, появляясь на свет в одних и тех же условиях, герой делает разный выбор, пользуется другими возможностями и талантами. И, соответственно, имеет отличные друг от друга профессии, продолжительность жизни и финалы своего существования.

В романе Фрая «Ключ из желтого металла» герой, перемещаясь по своему миру, попадает в параллельную, альтернативную реальность не навсегда, а от случая к случаю. Сначала в автобусе, потом через сон своей новой знакомой, и в поезде, когда он сам несколько раз повторяет одно и то же действие, а часы показывают одно и то же время.

Вообще, перемещение героя в параллельную реальность – один из любимых приемов фантастов ХХ и XXI веков. Это позволяет расширить горизонты, обогатить произведение и показать, что в нашем мире возможно все – даже жизнь в нескольких реальностях одновременно.

Так что, скорее всего, писатели не так уж далеки от истины, как может показаться на первый взгляд. И может быть, кому-нибудь из нас выпадет шанс попасть в параллельный мир не во сне, не в состоянии дежавю и не через страницы книг, а в реальности.

Автор Надежда Попова специально для AstroGuide.ru 

Темы: #мире #мир #реальности #время #работу

Источник: