МАТУШКА МАТРОНА

МАТУШКА МАТРОНА

Москвичи считают блаженную Матрону своей святой, но родилась она в Тульской губернии в селе Себино. Произошло это в 1881 году (хотя в одном житии ука...

В силу какой-то врожденной особенности глазные впадины были у нее плотно закрыты веками. Отняв зрение физическое, Бог отметил ее зрением духовным. Дар прозрения открылся у Матроны в раннем детстве. Впервые он проявился, когда девочка сообщила родителям о кончине крестившего ее сельского священника отца Василия. Этот скромный праведник и подвижник первым угадал богоизбранность Матроны, потому что при крещении над купелью с младенцем поднялся столб легкого благоухающего дыма. Другим знаком, которым была отмечена ее избранность, был крестообразный кожный нарост на груди — нерукотворный нательный крест.

С семи-восьми лет у Матроны проявился дар предсказания и исцеления. Сначала близкие стали замечать, что ей ведомы мысли людей, особенно греховные, она может угадывать преступников и предвидеть опасности, стихийные и социальные бедствия. Дом Никоновых был возле самой церкви, и девочка часто проводила время в храме. Немудрено, что она очень хорошо знала службу, наизусть выучила церковные песнопения, а потом у нее открылся дар непрестанной молитвы. Молитвой она и поднимала на ноги больных, которых везли к дому Никоновых в Себино из окрестных деревень, а порой и из города и даже из других губерний. О внезапном начале того паломничества девочка предупредила мать: «Мама, у меня скоро будет свадьба!». И повторила свои слова о свадьбе, когда к их избе начали подъезжать чередой телеги, подводы, повозки... Однажды маленькая Матрю-ша предсказала пожар, во время которого сгорела почти вся деревня. А их дом огонь обошел. Тогда же, еще в детстве, Матрона предсказала и «пожар» всероссийский — революцию: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Она образно показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда, так что земля уж никому не нужна будет. Дочь себинского помещика Лидия Янькова брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, по другим святым местам и городам России. Предание рассказывает и о встрече 14-летней Матроны с Иоанном Кронштадтским, который во всеуслышанье объявил: «Вот идет моя смена — восьмой столп России». Так и вышло, что в тяжелые для православия времена Советской России неграмотная крестьянка Матрона стала опорой для верующих, одним из светочей негасимой веры, которую потом сложенный в ее честь акафист назовет «предивною чу-дотворицей, заблуждений и неразумений доброй вразумительницей, недугов прогонительницей, прозорливицей и невидимых и далече сущих неложной предсказательницей».

Прошло немного времени, и Матрона лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Сама она знала, что у нее отнимутся ноги, и указывала духовную причину болезни: после причастия в храме к 16-летней блаженной подошла некая женщина, отнявшая у нее способность ходить. Матрона смиренно приняла новое испытание: «Я не избегала этого — такова была воля Божия». И до конца дней своих осталась «сидячей», а сидение ее продолжалось 50 лет.
«Боготечной звездочкой
явилася еси в стольном
городе Москве...»

Вот и грянула предвиденная Матроной революция. Не успела построить в Себино колокольню приезжая барыня, хоть и деньги, и материалы собрала на нее, как и предсказала ей это Матронушка: «Что ты задумала сделать, то не сбудется». Помещичий дом был разграблен, не пережив испытаний, преждевременно умер хозяин его, а дочери пришлось скитаться. Началась в селе Себино новая жизнь, стали организовывать коллективное хозяйство. Старший брат Михаил стал сельским активистом, вместе с другим братом вступил в партию. А к Матроне в их общий дом шли и шли болящие, страждущие, отчаявшиеся, которым она помогала молитвой и наставляла в вере. И вот, чтобы не мешать жизни братьев и не обременять престарелых родителей, в 1925 году Матрона перебралась в Москву.

И стала бездомной странницей. Переселяясь с квартиры на квартиру, жила без прописки у дальних родственников, а то и чужих людей — кто приютит. Вместе с ней жили послуш-ницы-хожалки, которые ухаживали за беспомощной Матронушкой, слепой и неходячей. Матушка Матрона безропотно сносила обиды ходившей за ней злой Пелагеи, которая обирала блаженную, отнимая и раздавая своей многочисленной родне те крохи, что приносили верующие. Денег от обращавшихся к ней Матрона никогда не брала. Читала над водой молитву и давала эту воду приходившим к ней — пить или окроплять ею больного. Всем советовала сходить в Божий храм к воскресной службе: покаяться в грехах, исповедаться, причаститься, отстоять литургию. Некрещеных благословляла креститься, живущих в гражданском браке — обвенчаться. Всегда подчеркивала, что лечит не сама, но сила дается ей от Бога. Особенно помогала при исцелении психических расстройств, душевных болезней, снимала бесовское одержание и порчу, то есть лечила не плоть, а душу.Частые переезды были вынужденными, иногда спешный отъезд помогал самой Матроне спастись от ареста, а ее квартирным хозяевам — от репрессий. Так сменила она несколько адресов в Москве и Подмосковье, нигде не задерживаясь подолгу. Иногда Матронушка уезжала в родную деревню, навещала престарелую мать. Но где бы она ни жила, к ней нескончаемым потоком шли люди со своими бедами и горестями. Она никому не отказывала, принимала в день до сорока человек. Подобно древним подвижникам, матушка Матрона никогда не укладывалась спать по-настоящему, просто дремала на боку, подложив под голову кулачок. Это днем, а ночи проводила в молитве перед образами. В квартире в Староконюшенном переулке на Арбате, в семье Зинаиды Ждановой и ее матери, где Матронушка прожила дольше всего — с 1942 по 1949 год, три угла в комнате были заняты иконами сверху донизу.

Матушка была очень неприхотлива, скромна, никогда не жаловалась на свою телесную немощь, всегда была радостна, приветлива, ко всем относилась терпимо, с теплотой, состраданием, добром и любовью. Порой, если надо было, бывала и строга, и обличала, и вразумляла. Но не учительствовала, не поучала. Учила только своим примером, бесконечным терпением и сестринской любовью. Бывала всегда немногословна, отвечала кратко, иногда простыми словами, иногда — иносказательно, притчами. Подавала конкретную помощь каждому в его несчастье.

Своего подвижнического служения Матрона не прекращала до самых последних своих дней
«Лишенная телесных
очес, очесами духовными
просвещенная...»

Матушка несколько раз предсказывала войну и грядущую победу. Где-то в конце 30-х — начале 40-х годов она сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». В начале 1941 года одна женщина советовалась с матушкой, идти ли ей в отпуск зимой, когда предлагали путевку. Ответ был неожиданный: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо». А своим землякам, когда уже началась война, она передала, что немцы не войдут в Тулу. И оправдалось ее пророчество.
В войну очень многие шли к Ма-тронушке не за исцелением плотским или духовным, а только узнать: жив ли не пишущий с фронта? Она отвечала кому-то: жив, ждите. Другому говорила:-отпевать и поминать. «Она, казалось, знала все события наперед, — писала Зинаида Владимировна Жданова. — Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека».

Удивляло людей и то, что Матрона, у которой не было глаз, имела представление об окружающем мире такое же, как и у зрячих людей. Женщине, пожалевшей ее за то, что не может видеть красоту мира, матушка ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...».

Но еще поразительнее была способность святой старицы к ясновидению. Одной женщине, работавшей в Москве в церкви Ризоположения, Матрона говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». Во время войны она незримо бывала на фронтах, ободряла бойцов. Для ее духовного взора пространства не существовало. Она могла пребывать незримо в местах, о которых не знала и не слышала, и описывать их в подробностях, как видела внутренним взором.

3. В. Жданова рассказала удивительную историю о том, как в 1946 году, будучи студенткой Архитектурного института, готовилась защищать дипломный проект. Руководитель проекта был настроен «завалить» работу дочери «врага народа» и грозился вызвать комиссию, чтобы подтвердить несостоятельность проекта дипломницы. Матушка Матрона, жившая тогда у Ждановых, выслушала заплаканную девушку, успокоила: «Ничего, ничего, защитишься!» — и просила дождаться вечера. А вечером начала давать потрясенной студентке вполне профессиональные рекомендации, как поправить проект: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров...». Начала перечислять улицы, здания, потом остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Наутро Зина побежала в институт, к приезду комиссии все исправления были внесены в проект. Комиссия дала «добро» на защиту.

Матушка Матрона ясно читала и в мыслях людей, и все тайное для нее становилось явным. Нечистые помыслы или скрытые грехи она обличала и наказывала за них. Однажды на Пасхальной седмице Матрону, гостившую в Себино, навестили три женщины из деревни Орловки и ушли от нее с подарками: одна — с просфорой, другая — с водой, а третья — с красным яйцом. Старица велела съесть это яйцо сразу, как только выйдут за огороды, на гумно. Женщина, как было велено, сразу за огородами вынула яичко из-за пазухи, разбила, а там — мышь! Испуганные товарки бросились назад к Матроне, сидевшей у окна. А блаженная спросила: «Что, гадко мыша-то есть?». Оказалось, что эта самая женщина торговала молоком от своей коровы, и если в молоко попадала мышь, она ее просто выбрасывала и продавала молоко как ни в чем не бывало, в чем и созналась Матронушке.

Для Матроны будущее было открыто так же, как и настоящее. Одному милиционеру, присланному начальством арестовать ее за проживание в Москве без паспорта и прописки, Матрона велела вернуться домой, потому что там случилось несчастье. Милиционер, поверив ей, сразу же поехал домой, а там пожар — едва успел спасти жену.

Предвидела матушка и тяжелое время для православия: церкви и паствы. На малое время верующие вздохнут — им будет дана свобода. Это начнется с правителя по имени Михаил. Предсказала Матронушка, что будет и крестный ход на Красной площади, и панихида по убиенному помазаннику Божиему. Но потом начнется резня между политическими партиями, борьба за власть, и победят опять коммунисты, а Михаила этого убьют. Как не узнать здесь эпоху перестройки и чуть было не погубивший ее «прораба» путч ГКЧП в 1991 году! К счастью, физическая смерть для Михаила Горбачева заменилась на политическую. И вместо лидера в небытие ушел Советский Союз. А будущее России виделось пророчице светлым: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать!».
И, как однажды кончину праведного отца Василия, предрекла Матронушка и свою смерть.

«И по смерти не престала
еси ходатайствовать пред
Богом о людех...»

Последний земной приют матушка Матрона нашла на подмосковной станции Сходня у дальней родственницы. Там она тихо скончалась 2 мая 1952 года. За три дня она поведала о своей близкой кончине и сделала все необходимые распоряжения. Согласно ее воле, погребена была на кладбище Даниловского монастыря. Задолго до смерти блаженная старица предсказывала, что вначале могилку ее будут навещать лишь немногие, и она запустеет, но через много лет люди узнают и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них Господу Богу. Святая угодница обещала услышать всех и помочь всем, кто придет к ней. Еще раз перед смертью наказала приходить к ней и рассказывать, как живой, о своих скорбях. Всем, кто обратится к ней за помощью, Матронушка обещала «видеть, слышать и помогать» им, а еще «встречать при их смерти, каждого».
Минуло более 50 лет со времени кончины матушки Матроны, и к ее могиле на Даниловском кладбище стали ежедневно приходить и приезжать люди со всей России и из-за рубежа.

В 1998 году останки ее были торжественно препровождены в Свято-Покровский Ставропигиальный женский монастырь, что у Абельмановской заставы. Здесь они покоятся и поныне, и по-прежнему открыта дорога к Матроне для всех недужных, духовными ли, телесными ли скорбями угнетенных, и чудеса исцеления продолжаются.

http://coznanie.ucoz.ru/

матрона матушка матроны матронушка россии знала время однажды