Согласно самым древним из имеющихся нынче источников, астрология, скорее всего, зародилась в Месопотамии (современный Ирак). На этой земле жило много ...
В связи с Навуходоносором в Библии упоминаются маги и астрологии, с которыми он имел обыкновение держать совет. B своей книге "О прорицании" Цицерон замечает: "Ассирийцы населяли обширные равнины, где ничто не мешало им наблюдать звезды... Так они постепенно создали науку прорицания, называемую астрологией". Еще за пять тысяч лет до новой эры древние шумеры пришли в Месопотамию с территории современного Ирана. Их письменность, так называемая клинопись, является самой древней из известных в настоящее время.
Из архитектурных достижений шумеров можно назвать зиккураты (разновидность высоких башен), которые служили одновременно как зернохранилища, как административные здания, храмы и как обсерватории. В шумерской культуре наука и религия были нераздельно связаны. В III тыс. до н. э. Сначала хетты, затем аккадцы, а за ними персы завоевывали Шумер и перенимали достижения его культуры. Вавилон со временем стал столицей Среднего Востока и оказывал преобладающее влияние на все соседние народы. В середине VII в. до. н. э. Ашшурбанипал основал огромную библиотеку, в которой были широко представлены и астрологические тексты.
Примерно четыре века спустя халдейскому астроному по имени Кидинну удалось вычислить продолжительность лунного месяца. Результат его вычислений: 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3,3 секунды. Это замечательное открытие, если учесть, что по данным современных измерений лунный месяц составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2,87 секунды. В 330 г. до н. э. Завоевания Александра Македонского и крах империи персов положили конец процветанию вавилонской цивилизации, и с той поры ее потеснила эллинистическая культура.
Воззрения Пифагора (VI в. до н. э.) во многом согласуются с воззрениями вавилонян: Вселенную он воспринимал как единое и неделимое целое, все элементы которого созвучны друг другу и находятся в глубинной связи. Пифагор считал, что Земля - это шар. Его математическая мистика вела к идее всемирной гармонии. Философия Пифагора оказала сильное влияние на Платона (429 - 347 гг. до н. э.), а также на Аристотеля (382 - 322 гг. до. н. э.), который считал, что все события и явления на земле всецело подчинены движению небесных сфер. Таким образом, вавилонская астрологическая наука попала на благодатную почву - отчасти благодаря широкому распространению книги "Бабилониака", написанной около 280 г. до н. э. Беросом (Белрушу), халдейским жрецом храма Мардука в Вавилоне.
Начиная со II в. до н. э. Астрология распространилась в Риме; великий греческий астроном Гиппарх открыл явление прецессии равноденствий.
Мало-помалу астрология обрела такую популярность, что астрологи уже не могли ограничиваться расплывчатыми и общими предсказаниями. Была разработана методика, пригодная для составления индивидуальных предсказаний. Их труды сосредоточились на двенадцати знаках зодиакального круга, который, кроме того, поделили на двенадцать домов. Они приписывали определенные значения положению тех или иных планет в знаках и, соответственно, в домах, а также углам, или аспектам, которые возникают между планетами.
Наконец, каждому знаку была отведена планета-управитель; таких планет, включая Солнце и Луну, было семь, поскольку о существовании Урана, Нептуна и Плутона не было известно. Эти соответствия между знаками и их управлениями оставались неизменными до XX в.: Солнце - Лев, Луна - Рак, Венера - Телец и Весы, Марс - Овен и Скорпион, Юпитер - Стрелец и Рыбы, Сатурн - Козерог и Водолей.
Стоит упомянуть и астрологию Древнего Египта. Открытие дендерского зодиака поначалу заставило предполагать, что астрологические символы пришли из Египта эпохи фараонов и являются современниками пирамид. Однако наблюдения египетских астрономов касались лишь предсказаний разливов Нила, и только в эту эпоху римского владычества в Египте распространилась астрология. Именно грека Птолемея (II в. до н. э.) можно назвать настоящим основоположником и зачинателем астрологии. Далее, невозможно обойти молчанием произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, влияние которых на западные эзотерические науки было очень значительным. Эти тексты систематизируют и обобщают принцип аналогии, который связывает человека - микрокосм и мир - макрокосм.
Вот, фрагмент "Изумрудной скрижали", получивший особую известность: "То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу". Гермес определил разные типы планет и их связь со знаками, частями тела, минералами, растениями, животными, числами и т.д. он стоял у истоков магической и алхимической астрологии.
После смерти Цезаря римская астрология переживала времена небывалого взлета. Постигая науку о числах, увлекаясь геометрией, астрологи обслуживали людей процветающих, образованных и мудрствующих. То, чем занимались астрологи, не имело ничего общего с шарлатанством бродячих ярмарочных гадателей, магов и прочих прорицателей, дурачивших наивную толпу.
Август, Тиберий и первые императоры немало содействовали такому успеху астрологов. Однако в связи с резкой критикой интеллектуалов, настроенных все более скептически, таких, как Плиний Старший или Ювенал, ополчившихся против чрезмерного влияния астрологов на римскую аристократию, астрологи потеряли былое влияние.
С развитием христианства отцы церкви вынуждены были проявлять терпимость и даже мириться с некоторыми пережитками, которые поначалу осуждались как демонические. Однако выкорчевать их из народного сознания было очень трудно. Одним из таких "пережитков" была астрология, которой сильно увлекался Юлиан Отступник (331 - 363 гг.), желавший, во что бы то ни стало, пошатнуть крепнувший авторитет церкви. Александрия была главным центром школы гностиков, чьи принципы эзотеризма и космогонии допускали влияние звезд - впрочем, исключительно неблагоприятное.
Согласно св. Иерониму (IV в.), волхвы были настоящими астрологами: именно знание законов движения небесных тел открыло им тайну рождения Мессии. В III в. Плотин, один из самых великих мыслителей-гностиков, попытался в своих "Эннаидах" примирить христианство и астрологию. Вслед за Плотином некоторые авторитетные богословы средневековья (среди которых был Фома Аквинский), а также некоторые папы эпохи Возрождения сумели отстоять астрологию, тогда как колдуны и прорицатели подвергались преследованиям. И это - невзирая на непримиримое осуждение астрологии Блаженным Августином (354-430), который видел в ней лишь простое отрицание божественной власти.
Такое двоякое отношение церкви превратило астрологию в полуподпольное занятие. Лишь в XII-XIII вв. астрология перестала скрываться и вернула себе былое величие благодаря, в числе прочих, знаменитому французскому монаху Роджеру Бэкону (1219-1294), а также известному поэту Джефри Чосеру (1340-1400). Правители и вельможи снова окружили себя астрологами - достаточно вспомнить Лудовико Сфорца, герцога Миланского, Юрия II, Льва X, Павла III. Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный часто прибегали к услугам астрологов. Среди выдающихся умов той эпохи стоит упомянуть Региомонтана (1436-1476), изобретателя одного из методов домификации, и Парацельса (1493-1541), основателя алхимической медицины.
Во Франции Людовик XI частенько общался за советом к некоему Альмансору, который предсказал скорую смерть Карла Смелого. Супруга Генриха II, Екатерина Медичи, пригласила к своему двору знаменитого Нострадамуса (1503-1566), автора "Центурий", вышедший в свет в 1555 году. У нее на службе находился и другой знаменитый астролог - Руджиери из Флоренции. На рождение Людовика XIV Морен де Вильфранш, врач, математик и астролог, составил гороскоп младенца. Он также создал пособие по вычислению долгот. В то же самое время астролог испанского двора объявил, что инфанта Мария-Тереза выйдет замуж за первого монарха Европы, и благодаря этому союзу удастся избежать войны. В 1660 г., после заключения Вестфальского договора, была отпразднована свадьба Людовика XIV и Марии-Терезы - залог мира между Францией и Испанией.
С наступлением века Просвещения рационалистический скептицизм овладел умами. Вольтер разразился едким памфлетом. Начиная с Великой французской революции изучение гороскопов, стало делом презренным, с точки зрения интеллектуалов и нового правящего буржуазного класса.
Однако нелестная репутация не помешала астрологам продолжать время от времени удивлять великих мира сего своими предсказаниями. Известно, что Бонапарт советовался с госпожой Ленорман, а царь Александр I последние 10 лет своего правления находился под сильным влиянием оккультистов. Отметим, что даже самые строгие ученые умы не чурались астрологии: астрономы Кеплер (1561-1630) и Ньютон (1542 - 1727) и сами не брезговали посвящать свое время столь резко раскритикованной области знаний. В 1781 г. англичанин Уильям Гершель открыл Уран, а в 1846 - м француз Леверье первым наблюдал Нептун.
Двум новым планетам были приписаны знаки Водолея и Рыб. В 1930 г. пользуясь расчетами Ловелла, астрономы обнаружили Плутон, обителью которого большинство астрологов считают теперь знак Скорпиона. Двумя годами ранее была основана Американская федерация астрологов (American Federation of Astrologers), в которую вошли 1500 членов.
В Америке в то время было 5 тысяч астрологов и 10 миллионов клиентов.
В 1948 г. в Лондоне открылся Факультет астрологических исследований (Faculty of Astrological Studies), на котором после трехгодичного курса слушатели сдают экзамен и получают диплом.
В Гитлеровской Германии, несмотря на официальный запрет астрологии - в основном из боязни неблагоприятных предсказаний, - некоторые члены руководства, в частности Гиммлер и Геббельс, регулярно прибегали к советам астрологов.
Последние предрекали, например, трагический перелом в первые месяцы 1945 г., за которым, во второй половине апреля, должны были последовать грандиозные успехи. Тринадцатого апреля умер президент Рузвельт. Геббельс сразу же позвонил Гитлеру: "Мой фюрер! Поздравляю, Рузвельт умер! Звезды говорят, что вторая половина апреля будет для нас решающей!" Да, последние недели апреля действительно были решающими, но совсем не в том смысле, какой имел в виду министр пропаганды.
После второй мировой войны западная астрология не прекращала своего бурного развития: проводились очень глубокие статистические исследования (Мишель Гоклен), внедряются достижения компьютерной науки, издаются бесчисленные труды и специальные журналы. После новейших исследований в физике микромира и астрофизике точка зрения официальной науки довольно сильно изменилась, и теперь многие ученые не так резко отзываются об астрологии с ее новыми перспективами и подходами. Нет уже былых предубеждений и табу. Решающую роль в этом сыграли и "психология глубин" и наследие Юнга.