ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕН-ШУЙ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕН-ШУЙ

Фэн-шуй начал развиваться из своей примитивной формы – сянь-ди. Тогдашнее исследование характеристик ландшафта помогало строить храмы, гробницы и находить плодотворные земли. Тогда же и появились первые базовые принципы еще только зарождавшегося фэн-шуй.

Раскопки, проводимые в Китае, указывают: древний человек организовывал поселения так, чтобы жилищам были гарантированы солнечные лучи зимой и прохладный бриз с реки летом. Именно потому дома, обращенные фасадом на юг считались удачными. Ведь холодные ветра шли с севера, а теплые потоки воздуха – с юга.

Со времени династии Кинь (221-207 гг. до н.э.), при которой началось строительство Великой Китайской Стены, появилась концепция Димаи. Димаи в дословном переводе означает «вены дракона» – так поэтично называли в Китае горные хребты и гряды. Но этим не ограничивается значимость эпохи династии Кинь в истории фэн-шуй. В это время развился сложный ритуал захоронения, согласно которому у погребения предков должно быть благоприятное окружение. Тогда китайская империя развивалась на восток, потому в знак уважения к предкам, находящимся на западе, усопшего ориентировали головой на закат. А уже позже развившаяся концепция инь-ян соотнесла запад с инь - энергией умирания и переход к другому состоянию, тогда как восток стал прообразом ян – зарождения нового, потому что китайская цивилизация строилась в восточном направлении.

Дома для живых ориентировали с севера на юг, причем спальные места располагали головой на север – вдоль движения геомагнитных полей. Делалось это при помощи первого в истории человечества компаса, представляющего собой ложку, укрепленную на поверхности воды и изобретенного еще в докиньскую эпоху, в период Воюющих Царств.

В период династии Западный Хань (206 г. до н.э. – 24 г.н.э.) началось взаимосвязанное изучение географии и астрологии, что и стало известно как кань-йу. Были созданы подробные карты с обозначением рек, пиков горных вершин, долин.

Следующий период династии Восточный Хань (25-220 гг.н.э.) ознаменовался в истории фэн-шуй появлением новых принципов. В это время фэн-шуй, наконец, и оформился как наука. Идея выбора благоприятного места для погребения предков осталась в стороне и начала развиваться концепция выбора правильного места для поселения живых людей. Тогда выкристаллизовались некоторые принципы выбора местности для постройки жилья. Позади дома должно находиться возвышение из холмов для защиты от холодных северных ветров. Недалеко – источник для охлаждения жилища летом. Вид - на деревья в низине, не загораживающие собой перспективу. Ориентация фасада – на юг, чтобы обеспечить достаточное количество солнечных лучей.

В период Троецарствия (220-265 гг.) было написано и произведение «Шуй Дзин», которое более подробно, чем предыдущие трактаты исследовало водные пути.

В период между 276-324 гг. н.э. творил великий мастер фэн-шуй Гуо Пу. Уже тогда фэн-шуй начал широко распространяться среди правящего класса, а историю консультаций и трактаты по фэн-шуй стали записывать в манускрипты. Среди известных произведений того времени – «Книга династии Дзинь» («Дзинь Шу»).

Во времена династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.), а также Пяти Династий (907-960 гг.) фэн-шуй приобрел очертания науки, а техники его анализа дифференцировались и приобрели четкую структуру. Появилось много как сторонников, так и противников фэн-шуй. Произведения о фэн-шуй отныне писали и последователи противоположного лагеря, а не только апологеты.

То были времена могущественной империи, которая стремилась распространить свое влияние. Поэтому широко пропагандировалась китайская культура, а вместе с ней и фэн-шуй. В период Пяти Династий практика фэн-шуй была четко разделена на инь-джай (захоронения) и ян-джай (жилые дома).

Между 960 и1269 гг. науки в Китае, в том числе и география, значительно продвинулись вперед, когда фэн-шуй имел особенное влияние на строительство зданий, мест захоронений, ирригационных каналов (путей передвижения ци). При этом некоторые императоры твердо придерживались принципов фэн-шуй, тогда как другие колебались. Главной целью фэн-шуй стало усиление энергии существующего участка земли. Первостепенная роль была отведена влиянию ландшафта и окружения, а также географическим направлениям, тогда как внутреннему оформлению дома придавалось второстепенное значение. Однако уже тогда стали понимать, что к хорошему здоровью и процветанию могут привести только хорошая комбинация обоих факторов.

В это время возникло много табу относительно постройки зданий, а также стала широко применяться наука о выборе благоприятной даты для начала строительства и въезда в здание. Наряду с этим появились и многочисленные суеверия, которые в наше время по неграмотности причислены к фэн-шуй.

Во время правления династии Мин (1368 - 1644 гг. н.э.) за популяризацию фэн-шуй взялись литераторы. Практиков фэн-шуй нарекли «экспертами инь-ян». Сформировался многочисленный клан ученых, работающих в сфере фэн-шуй. Основатель Династии Мин – Юаньчан - применил принципы фэн-шуй при строительстве своей столицы в Бейдзине (Пекин).

Во время правления династии Цин (1644 – 1911 гг. н.э.) фэн-шуй окончательно завоевывал и северные территории Китая. Тогда же была введена и знаменитая китайская традиция, в соответствии с которой входную дверь во двор всегда располагали слева, что давало жильцам ощущение безопасности. На языке фэн-шуй это называется «дверью великого дракона».

Во время Культурной Революции (1966 – 1976 гг.) многое из того, что было связано с феодальным обществом, оказалось под запретом. Тем не менее, в нескольких современных институтах Китая проводились исследования фэн-шуй.

1990 г. ознаменовался тем, что эксперты фэн-шуй сделали доклад, из которого следовало - правительственное здание, строящееся в это время в Гуандоне, имеет чрезвычайно негативный фэн-шуй. На это не обратили должного внимания. Однако после постройки в нем оказались слишком высоки травматизм и смертность. Архитекторам пришлось внести в план перестройки здания некоторые коррекции в соответствии с неучтенными ранее рекомендациями специалистов фэн-шуй. Так уже в наше время даже в коммунистическом Китае классический фэн-шуй отстоял свой авторитет.

Не подлежит сомнениям и тот факт, что даже Мао Цзэдун серьезно относился к фэн-шуй, используя его, чтобы приобрести безграничную власть. После достижения своей цели Мао стал уничтожать древние тексты и в лучших традициях правящего класса запретил фэн-шуй. Поскольку мастера предвидели это, незадолго до начала истребления манускриптов, их часть была вывезена на Тайвань. Так фэн-шуй перешагнул «великую китайскую» стену тайны и начал свое путешествие по миру.

Сегодня фэн-шуй является неотъемлемой частью традиционной китайской медицины, наряду с акупунктурой, гомеопатией, у-шу, цигун, дыхательными упражнениями, диетологией, медитацией и астрологией.

Глава из книги "Скептический фэн-шуй"
Автор: Виталий Дяченко

Темы: #фен-шуй #время #период #китайская #китае #некоторые

Источник: