В сумерки начинали съезжаться званые гости, которых сразу же принимались угощать. Вино скоро расшевеливало сердца, самая строгая молчаливость забывала...
В конце всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха и накрывала стол скатертью. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними свою судьбу.
Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на сто-лечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню хлебу и соли:
Хлебу да соли долог век,
Слава!
Боярышне нашей более того,
Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Слава!
Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же свои вещи. Блюдо снова накрывалось. После этого начинали петь святочные подблюдные песни. Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением "славы", потому что каждый стих оканчивался припевом "Слава!".
Во время пения сваха "разводила" в блюде, с окончанием песни трясла им. Каждая песня имела свое значение, но они были не везде одинаковы. Эти значения: к скорому замужеству; к скорому свиданию; к замужеству с ровнею; к сватанью; к бедности; к сытой жизни; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству, молодцам к женитьбе; счастливая доля; прибыль; дальняя дорога и т. п.
По окончании каждой песни пели:
Да кому мы спели, тому добро,
Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
Слава!
Скоро сбудется, не минуется,
Слава!
Сваха трясла блюдо и вынимала вещи. Если вынимала вдруг два кольца, то пела:
Как на небе две радуги,
Слава! А у богатого мужичка две радости,
Слава!
Первая-то радость-сына женить,
Слава! Другая радость- дочь замуж отдает,
Слава!
Случалось, что сваха вынимала с намерением вещи суженого и суженой:
Расцветали на небе две радуги,
Слава!
У красной девицы две радости,
Слава!
С милым другом совет,
Слава!
И растворен подклет,
Слава!
Вынутые таким образом вещи означали неминуемый брак. Сваха продолжала искать два колечка и пела:
Пойду млада к вереюшке,
Слава!
Брякну, млада, во колечушко,
Слава!
Отыскав два кольца, она брякала ими в блюде и, обращаясь к гостям, пела:
Как колечко скажется, Слава!
Так суженой откликнется, Слава!
Вынув два кольца и показав их присутствующим, она толковала: "Чему быть, того не миновать". Если же случалось, что она вынимала два девичьих кольца, то одно откладывала и искала суженого.
Не только сваха могла гадать, но и девицы или одна из них. Для этого избирали красавицу, самую ловкую. Избранная подступала к столу с трепетом и, присев, пела:
За столом сижу,
Слава!
Яна чашу гляжу,
Слава!
Я пятернею вожу,
Слава!
Золото кольцо ищу,
Слава!
Если не находила кольцо или боялась взять не то, которое бы желала, то продолжала петь:
Я еще посижу,
Слава!
Я еще повожу,
Слава!
И суженого найду,
Слава!
В этот раз она должна была показать, что вынула. Хорошо, если вынула вещь по сердцу особы загадывающей. Матушки обращали тогда внимание на жениха.