Зеленый — цвет растительности, вечности и бессмертия природы и, как считают современные биоэнергетики, предельно материален, он повышает защитные свойства организма.
Цвет спокойный, умеренный и освежающий, цвет молодой травы и листьев, создает впечатление мягкости, покоя. Видимо, по этой причине жители всем известного нам с детства Изумрудного города обязательно должны были ходить в зеленых очках. Это — символ весны и воспоминаний, жизни и радости. По церковно-католической символике и древнеиндийской философии зеленый цвет свидетельствует о надежде, вечной юности или о созерцательной жизни. Он высоко чтим и в мусульманском мире возвышен до символа божественного присутствия в мире - зеленый шелк, шитый золотом, одеты ангелы Аллаха, этим же цветом окрашено знамя Магомета. В средневековой Европе зеленый цвет (наравне с белым) символизировал волшебный мир фей, мир мудрости и высшего двора. Кто не любит зеленого, тот, говорят, страшится превратностей судьбы, житейских проблем и трудностей, кто его предпочитает — тот боится чужого влияния и ищет самоутверждения.
Любители темно-зеленого цвета — люди упрямые, скрытные и настойчивые, обожают покой и природу, подавляют энергию других. Это люди сильной воли, способные к Преодолению трудностей, с трудом меняющие свое мнение и тем более убеждения; сексуальная жизнь для них имеет большое значение и при неудачах в этой сфере они глубоко страдают. Любители же светло-зеленого более мягкие и нежные, умеющие ценить сотрудничество, они открыты и общительны, эстетичны, обязательны и умны.
Как практически и все цвета, зеленый противоречив. Светло-зеленые оттенки, оказывается, кого-то угнетают, недаром говорят: «зеленая тоска и скука»; некоторые зарубежные специалисты считают, что любовь к сине-зеленому цвету - признак невроза; больные язвой предпочитают всем цветам ярко-зеленый и не любят желтый. Зеленый камень с глубокой древности ассоциируется у народов-язычников с культом плодородия, но у некоторых народов, например, иранцев, этот цвет одновременно ассоциируется с бурным ростом и свежестью, несчастьем, печалью и скорбью.
Голубой — цвет истины, эмоциональности и общения. Он тоже противоречив. Энергичных и смелых людей он успокаивает и умиротворяет, нормализуя и даже понижая кровяное давление, температуру и биение сердца, уменьшает боли и мышечное напряжение, благотворно влияет на глаза, обусловливает глубокое и более ритмичное дыхание. Для робких и застенчивых людей — это нередко цвет шока. Голубой цвет лечит бессонницу, болезни печени, горла и голосовых связок, воспалительные процессы и кожные заболевания, в том числе связанные с нарушением пигментного обмена — витилиго; используется при детских инфекциях, лечении абсцессов, флюсов, нервных тиков, аллергии и ревматизма, снижает аппетит, что немаловажно для полных лиц. По мнению ряда психологов, весь наш организм чувствует прохладу и покой этого цвета, который дает ощущение простора, немного печальный, но мудрый, цвет терпения и терпимости. Любители темно-голубого по своей натуре путешественники, стремятся к знаниям и часто религиозны и артистичны, они достаточно легко достигают успеха и богатства, энергичны, любят жизнь и детей. Светло-голубой — цвет женственности, материнства и прочности семейных уз, любители его не прочь попутешествовать, особенно по воде, общительны и окружены товарищами и друзьями.
В геральдике, например, голубой цвет означает целомудрие и законность, верность и, как следствие, достойнейшую репутацию. По И. В. Гете, он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое. В этом цвете — душевный отдых, он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность, способствует восприятию музыки. Говорят, что у бразильцев выражение «всё голубое» означает «только хорошее», а у американских индейцев с этим цветом связано всё правдивое. К сожалению, в последнее время этим цветом называют сексуальные меньшинства.
Синий — цвет очищающий, способствует восстановлению нервной системы и жизненных сил в организме, усиливает способности к сосредоточенности и медитации, лечит рассеянность, всевозможные колики, спазмы, бессонницу, усиленное сердцебиение и расстройства кишечника, зубную и головную боли, успокаивает нервы; избыток этого цвета действует расслабляюще, что важно при психозах, старческом слабоумии, лечении душевнобольных. Это широко используется в Индии и поныне. Людям интеллектуального труда оказывается легче и продуктивнее работать в кабинете с синей лампой или синими шторами. Этот цвет способствует борьбе с инфекциями, воспалениями и лихорадкой, легочными и горловыми заболеваниями, желтухой, коклюшем, содействует излечению различных глазных болезней, в том числе катаракты и глаукомы, устраняет галлюцинации, ипохондрию, снижает пере возбуждение и унимает разбушевавшиеся страсти.
Этот цвет символизирует доброту и верность, целомудрие и честность, мудрость, постоянство и добрую славу, выражает покой, открытость, снижает напряжение глаз и положительно сказывается на сердечном ритме. Он чаще всего нравится людям скромным и склонным к меланхолии, быстро и легко устающим, нуждающимся в благожелательности окружающих. Говорят, что не любящий этот цвет человек хочет убедить окружающих в том, что ему все по силам, в действительности же он — неуверен и замкнут; безразличие к синему — следствие легкомыслия, скрытого маской обходительности. По Г. Гегелю, синий цвет соответствует кротости, уму, душевному покою и сентиментальности.
Как показывают психологические тесты, синий и голубой цвета имеют исключительную, приоритетную популярность у женщин. Философ П. А. Флоренский пишет, что голубизна, как известно, символизирует воздух, небо, и отсюда — присутствие Божества в мире через его творчество, через его силы. Это символ духовной чистоты и целомудрия, символ того, что противоположно блудодействию и отделению от Бога, символ возвышения сердца над земными вещами. Поэтому с глубокой древности этот цвет связывали с высшими божествами. В Индостане Вишну родился из голубизны, и когда он изображается творящим мир, то рисуется с телом небесно-голубым. В Египте верховное божество творца Вселенной Кнефа писали, как и бога Амона, небесным цветом. С этим цветом древние греки (римляне) связывали атрибутику Зевса (Юпитера) — отца богов и людей. В Китае небо — верховное божество, в христианской символике лазоревый свод — это мантия, которой божество покрывает и укутывает землю. Вечная истина, воплотившаяся на Земле, тоже символизируется лазурью; это - символ божественной вечности, человеческого бессмертия и, вследствие этого, синий цвет стал цветом печали, телесной смерти и траура. С высшими божествами связывали его и многие другие народы-язычники.
Для романтиков — это цвет мечты и тоски по неземному идеалу, но в Древнем Египте и других странах Востока долгое время считался (и, как ни странно совпадение, у некоторых народов Южной Америки) цветом траурным, а у древних славян — символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.
Большое значение имеет сочетание цветов. Так, некоторые биоэнергетики и психологи считают, что сине-зеленое сочетание вызывает чувство комфорта, оно может иногда предупредить эпилептический припадок, сочетание синего и фиолетового отрицательно — оно может вызвать приступы тошноты и мигрени.
Предпочитающим теплые тона — красные (рубин, альмандин, пироп, красная яшма, рубеллит), желтые (гиацинт, кварц), оранжевые (янтарь, падпараджа) — свойственны темперамент, властность и сила. Этот цвет ассоциируется с солнцем, огнем домашнего очага. Медициной установлено, что длительное созерцание красно-оранжевого цвета повышает артериальное давление, красное — приводит также и к учащению пульса.
Красный цвет горячий и энергичный, кричащий, мужественный и экспансивный. Но он также противоречив — символизирует активность творчества, стремление к новому и самопроявлению, радость, красоту и полноту жизни. Его чаще всего любят волевые и подвижные, общительные, вспыльчивые и властные люди. Это — страстные и прирожденные лидеры, любящие жизнь и умеющие добиваться осуществления своих желаний, если их не захлестнут излишние эмоции и амбиции. Они редко страдают угрызениями совести, им свойственна независимость и большая ответственность за порученное дело, они нетерпеливы, не умеют правильно соизмерять свои силы и возможности, не терпят чужого руководства и опеки, не любят критики со стороны, но достаточно самокритичны и умны, обладают хорошими организаторскими способностями.
По католической церковной символике красный — цвет человеческой крови, олицетворяет любовь, боль, страдание, могущество и справедливость (может быть, поэтому у святой инквизиции средневековья было красное знамя?). Но это и цвет ада, по ряду представлений, противоположен цвету голубому, небесному, в древней Индии он символизировал смерть. С другой стороны, этот цвет символизирует вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью (вспомните фразу «как красная тряпка») и плотскими желаниями (дом под «красным фонарем. Не случайно у многих первобытных племен Африки, Америки, Австралии, выходящих на «тропу войны», основная боевая раскраска — красная охра. Древние воины (например, спартанцы) во время войны носили красную боевую одежду. Полотна кумача — символ революции.
В Индии красный цвет — источник света и тепла, у древних египтян это символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта, в Китае — он отождествлялся с цветом лета и огня, это символ птицы Феникс, постоянно воскресающей из пепла. В Японии, где очень развит культ Солнца и солнечной магии, — цвет Солнца, приносящий урожай, благоденствие и благополучие, предохраняющий от злых сил, бед, болезней и несчастий. У персов, скифов и других народов, исповедовавших зороастризм, красный цвет не только символ плодородия, огня и крови, но и цвет воинского сословия.
Люди с древности проявляли к нему особое пристрастие: во многих языках, в том числе древнерусском, слово «красный» — синоним «красивый». Это цвет доблести, силы и храбрости, крови, огня и пламени; это цвет богов, царей и жрецов, цвет мужчины — воина и спортсмена.
Красный цвет — самый активный и утомительный для глаз, повышающий работоспособность и выносливость, но сильно возбуждающий нервную систему. Это цвет внимания, опасности и осторожности (вспомните красный цвет семафора), но он утомляет. Цвет изменчив, как страсть, он особенно активизирует и возбуждает тех, для которых интимная жизнь имеет особое значение (не случайно рубин — камень страсти!), а также тех, кто закомплексован и боится потерпеть неудачу. Замечено, что люди, любящие этот цвет, склонны к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, перевозбуждению и нередко — депрессии.
Избыток этого может привести к конъюнктивиту, головной боли и неврозу, а также к снижению внимательности, сосредоточенности. Он противопоказан очень тучным людям и легко раздражительным и желчным. Все хорошо в меру! Не случайно лекарственные препараты для сердечников в красный цвет фармакологами не окрашиваются: было замечено, что страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями этого цвета инстинктивно побаиваются.
Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желудка, желез внутренней секреции и кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, устраняет застойные явления в организме, лечит заболевания кожи, корь, скарлатину, ветрянку, рожу; оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм. Экстрасенсы уверяют, что они видят энергетическое излучение человека и по дефициту определенного цвета судят о неполадках в тех или иных его органах (так, например, недостаток красного энергетического излучения свидетельствует о нарушении работы пищеварительной и половой систем) и рекомендуют при соответствующих заболеваниях «подпитываться» красной энергией — смотреть на все красное, носить одежду этих оттенков и т.д. У тех, кого этот цвет раздражает, часто наблюдается комплекс неполноценности, склонность к уединению, боязнь ссор и различных конфликтов.
Оранжевый — цвет возбуждающий и жизнерадостный, жаркий и пламенный, бодрый, веселый и шумный. Его любят страстные мечтатели и люди с сильной интуицией. Этот солнечный цвет омолаживающий, раскрепощающий, психологически способствует более терпимому отношению друг к другу, укрепляет волю, помогает продвигаться по пути духовности; считается, что в нашей ауре оранжевый цвет свидетельствует о силе интеллекта. У ряда биоэнергетиков, психологов и цветотерапевтов существует мнение, что он восстанавливает нервную и мышечную ткань, способен подержать сексуальность, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории, активизирует деятельность желез внутренней секреции, регулирует обменные процессы в организме, способствует укреплению легочной ткани, лечит болезни мочеполовой системы, улучшает кровообращение и цвет кожи, эффективен при заболеваниях селезенки. Переизбыток оранжевого вызывает перегрев организма.
Этот цвет символизирует развитие, направленность на успех. Он самый кричащий, недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спасательные жилеты моряков и летчиков имеют именно такой броский цвет. Но в отличие от красного к нему так быстро не привыкаешь.
Фиолетовый — цвет мистический и сокровенный, цвет церковников и художников, символизирует таинственное, иррациональное; по церковной символике выражает молчание или созерцание. В комнате с фиолетовыми обоями не хочется вести пустые разговоры. Как можно наблюдать, и возле музейных экспонатов чароита сразу же стихает разговор посетителей музея.
По древнеиндийским представлениям, фиолетовый цвет связан с высшей сферой духовного мира, интеллектуальными способностями человека, его возможностями мыслить философскими категориями. Считается, что молитва вызывает голубое и фиолетовое пламя. Поэтому издавна это цвет философов и поэтов, цвет познания бытия, якобы связывающий нас непосредственно с космическими энергиями и высшими духовными существами. Он дает избранным познание вечных проблем жизни и смерти, добра и зла, смысла человеческой жизни. Излучаемая им положительная энергия помогает обращать души людей, и в частности грешников, к Всевышнему. Не случайно римская католическая церковь, считая, что фиолетовый цвет по отрешенности от мирского близок к черному, заменила одежду князей католической церкви на фиолетовую, дабы производить большее впечатление на прихожан, не отпугивая их цветом траурно-черным. Их примеру последовали в свое время французские короли, чтобы выглядеть величественнее и духовнее. Поэтому нередко фиолетовый цвет называют королевским.
Это любимый цвет беременных женщин и особенно детей, верящих в мир волшебства, цвет гармонично развитых людей с высокой эмоциональностью, духовностью и деликатностью. Он навевает мечты и фантазии, но не нравится тем, кто любит жить только сегодняшним днем.
Любители фиолетового цвета — люди неординарные, они стремятся к свободе и независимости, любят интеллектуальное и духовное общение, испытывают тягу ко всему таинственному и необъяснимому, не боятся опасностей. Чаще всего они обладают высоким интеллектом, но слабы физически и подвержены заболеваниям щитовидной железы, им свойственны вегетативная дистония и неврозы.
По мнению индейцев, этот цвет снимает умственную усталость и напряжение. Цветотерапевты считают, что фиолетовый в лечебном плане — цвет сознательной энергии, успокаивает нервы, хорош при психических и нервных нарушениях и расстройствах, невралгии, ревматизме, сотрясении мозга, болезнях почек, мочевого и желчного пузыря. Он оказывается эффективен при различных воспалениях и простудных заболеваниях, бессоннице, повышает работоспособность, благотворительно действует на сосудистую систему и печень, успокаивает страдающих от рака больных. Однако длительное созерцание фиолетового цвета вызывает состояние тоски и депрессии. Он незнаком православной иконе. В откровениях центрально-азиатских мистиков, этот цвет символизирует высшее божественное сияние, которое еще может различать духовные очи человека, затем — чернота, но лишь для наших несовершенных чувств.
Пурпурный цвет — символ королевского и епископского сана, по индийской философии — символ торжества и величия.
Золото, по церковно-католической символике предназначен для небесной славы. По легендам, цвет золота — это застывший солнечный свет.
Розовый — цвет жизни, символ нежности и симпатии, утверждает необходимость доброты и большой утонченной любви людей сентиментальных (не случайно рубеллит — камень страстной возвышенной любви и людей творческих). У прагматиков этот цвет вызывает раздражение. Медициной показано, что ярко-розовый цвет действует расслабляюще на нервную систему человека, как транквилизатор, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и повышает настроение, но выражает инфантильность и мягкость. Так, в психиатрических больницах Калифорнии (США) буйствующих запирают в розовую камеру, они в ней быстрее успокаиваются и засыпают. Любители этого цвета часто расслаблены, нежны, мечтают о возвышенной любви, нередко живут в мире грез (недаром говорят: «видеть мир через розовые очки»), они предпочитают домашний уют и комфорт, не умеют правильно оценивать свои силы, быстро успокаиваются после жизненных потрясений и, как правило, доживают до глубокой старости. Этот цвет оказывает успокаивающее действие на детей, страдающих психическими нарушениями и расстройствами.
Желтый — цвет осени, зрелых колосьев и увядающей листвы, побуждает к чтению и медитации, размышлению, обдуманному и осмотрительному поведению, символ откровения любви. Он производит теплое и приятное впечатление, как бы испускает цвет. Его любят спокойные, непринужденные и интеллектуальные люди, общительные, смелые и любознательные, а также способные легко приспосабливаться к любым условиям (как желтый одуванчик) и получать удовольствие от возможности понравиться кому-нибудь или просто привлечь к себе внимание. Не любят этот цвет люди замкнутые, с которыми трудно завязать знакомство, и пессимисты - он их беспокоит, возбуждает воображение и действует подавляюще на психику, а также те, кто верит в приметы, что желтый цвет несчастливый, цвет ревности и измены. В классической живописи Иуда одет в желтые одежды — символ измены и продажности. У некоторых народов Азии желтый является цветом потустороннего мира, траура и смерти, скорби и печали, болезни.
Любители желтого цвета — часто люди творчества, сильной воли и духа, умеющие концентрировать свои силу, волю и способности, умеющие много и плодотворно трудиться даже на однообразной и монотонной работе. Это люди открытые, умные и чувствительные, но нередко надменные в душе. Они предпочитают оседлость, способны на большую любовь и всепрощение, но измен не прощают; они выносливы и терпеливы, настойчивы и щедры, пользуются признанием окружающих, не любят споров и дискуссий.
Он укрепляет нервную систему, увеличивает выделение желудочного сока, улучшает зрение, пищеварение, работу печени, повышает аппетит, исцеляюще действует при кишечных расстройствах и бессоннице, активизирует логические способности ума, обеспечивает самоконтроль. Он ускоряет лечение кожных заболеваний, разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. В современной фармакологии препараты против астении обычно желтого либо оранжевого цвета. Это золотой, божественный цвет, возбуждающий и оживляющий, теплый и веселый, бодрый, кокетливый и дерзкий. Это символ счастья и застывшего солнечного света. По принятой у католиков церковной символике цветов желтый означает испытание страданием и завистью.
Желтый цвет у монголов — символ ламаизма, разновидности буддизма, и по старинным традициям символизирует любовь и радость. В Древнем Китае этот цвет считался цветом Земли, а так как император считал себя владыкой Вселенной, то и императорским цветом был желтый: почти все предметы, которые его окружали были желтого цвета. Никто, кроме него и членов его семьи, не имел права носить одежду желтого цвета. В турецких же сказках говорится, что желтые камни впитывают в себя человеческое горе и, переполнившись им, трескаются.
Коричневый цвет — символ тревоги, зависти, неудовлетворенности; он понижает мускульный тонус и навевает пессимистические мысли. Из практики психотерапевтов подмечено, что этому цвету отдают предпочтение люди подавленные, находящиеся на грани нервного срыва. Это цвет униформы штурмовиков Рэма в Германии в 30-х годах. Это цвет внутреннего конфликта, бессилия, загнанной внутрь агрессивности. Есть и другая точка зрения, что его предпочитают те, кто твердо и уверенно встал на ноги; эти люди ценят семью, традиции. Они характеризуются уравновешенностью и обстоятельностью, предпочитают одиночество и тишину, часто внешне суровы и бережливы. Считается, что те, кому этот цвет неприятен, скрытны и самолюбивы, эгоистичны и неоткровенны — с чем трудно согласиться. Американскими психологами замечено, что почтенные супруги и отцы семейств лучше всего себя чувствуют за рулем автомашины, окрашенной в коричневый цвет.
Салатный — это, говорят, цвет циников и мизантропов. Нравится он людям властным, стремящимся навязать другим свою волю, людям, не способным к активным действиям, боящимся попасть в затруднительное положение.
Серый — цвет пассивности и конформизма, смирения и скромности. Есть мнение, что это любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, самолюбивых, тугодумов и тех, кто боится слишком громко заявить о себе. Любителям темно-серого цвета свойственны логика мышления, любовь к науке, медицине и технике, способность решать сложные проблемы; они любят порядок на работе, в быту и в мыслях. В сексуальной жизни они умеют достигать полного раскрепощения, умеют быстро справляться с чувством разочарования. Любители светло-серого цвета умны, рассудительны и неугомонны, стараются избегать трудностей, не усложняя себе жизнь; они коммуникабельны и впечатлительны, интеллигентны и умеют сохранять чувство меры.
Белый — цвет добра, удачи, исцеления и очищения, по принятой у католиков церковной символике, это цвет божественной мудрости, высокой духовности, знаменует собой безупречность и святость, чистоту и совершенство, невинность и неоскверненность, радость и добродетель. Это цвет мечты и мира, веры и скуки. Он ассоциируется с дневным светом, Луной и с небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в материнском молоке, яйцах птиц. Еще с античности этот цвет связан со стремлением к духовной простоте и с отрешенностью от мирского; он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. Все ангелы, святые и праведники всегда изображаются в белом. У многих древних народов белая одежда была у жрецов и даже царей и правителей, является символом праздничности, торжественности и величия. Но этот цвет тоже противоречив — он одновременно передает и блеск света и холод льда и снега, нейтрализует, объединяет все цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью и смертью (например, выражение «белый саван»).
В лечебном плане он дает силу и энергию, выравнивает настроение, оказывает положительное действие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговой ткани, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. Любители белого цвета мечтательны, легко впадают в экстаз, у них высоко развито воображение, религиозность и вера; они предпочитают покой и мир.
Прозрачность по церковной символике — беспорочная чистота, ясность. Не случайно, прозрачный горный хрусталь — символ целомудрия.
Черный цвет в противоположность белому — выражение максимализма критики и суда, цвет несчастья и горя, неуверенности, мрачного восприятия и даже отрицания жизни. По средневековым канонам, олицетворял мудрость и печаль: не зря монахи носили черные одеяния. Ныне по католической церковной символике, это символ глубокого траура и скорби, смерти и покоя. Его любят очень недовольные собой люди, несчастливые и находящиеся в глубокой депрессии — те, кто воспринимает жизнь в темных тонах, будучи уверены, что их идеалы в этой жизни недостижимы, а цвет только усиливает подавленность. Так, было замечено, что наибольшее количество самоубийств случалось на одном из лондонских мостов, традиционно окрашиваемого в черный цвет. Когда мост перекрасили в зеленый, число самоубийц, решивших здесь свести счеты с жизнью, резко сократилось. Не случайно, почти у всех народов и времен говорится о черной ненависти, злобе, магии, зависти, неблагодарности и т. д.
По большинству народных примет он ассоциировался с темной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В черное одеты все зловещие сказочные персонажи, появление которых связано с потусторонним миром. Но у многих народов существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью: любовная страсть покрыта темнотой и тайной, таким образом, черное может символизировать нечто сокровенное, запретное и страстно желанное. В православной же эстетике, черный означает отсутствие цвета вообще.
Любители черного цвета не всегда правильно оценивают реальную ситуацию, они всегда готовы к борьбе; сексуальная сфера играет в их жизни ведущую роль. Но есть немало людей, которые обожают черные камни (кровавик, гагат, обсидиан, морион).
Цит. по: С. Николаев. Камни и легенды.